Содержание

  • Предисловие
  • Политическое устройство Новой Страны
  • Экономика и сельское хозяйство Новой Страны
  • Медицина Новой Страны
  • Образование, наука, искусство, религия Новой Страны
  • Столица Новой Страны - Звенигород
  • Послесловие

* * *

Предисловие

Полностью дневники-манускрипты Е.И.Рерих стали доступны широкому кругу читателей лишь год назад, а в печатном виде и того меньше.1 Слово "дневники" немного вводит в заблуждение, т.к. эти манускрипты не есть приватные дневниковые записи ежедневных мыслей Е.И.Рерих, но есть протокол высоких собеседований семьи Рерихов с гималайскими Махатмами. Основная масса текста этих т.н. дневников состоит из бесед ученицы, Е.И.Рерих, с Учителем, Махатмой Мориа (М.М.), являющегося по сути своей автором этически-философского Учения Агни Йоги, которая и родилась из данных протокольных записей Е.И.Рерих, по праву названной Матерью Агни Йоги. Это важно понять, т.к. нижеприводимый материал полностью основан на дневниках Е.И.Рерих, а ниже используемые цитаты принадлежат Учителю Живой Этики.

Данная небольшая работа посвящена рассмотрению концепции Новой Страны (называемый Великим Планом), которую гималайские Махатмы хотели вызвать к жизни в 20-30-е годы прошлого столетия на территории Тибета, Монголии и русской Азии (Алтай). Абстрагируясь от конкретной общественно-политической ситуации того времени, а также от роли самих Рерихов в Великом Плане, ниже пойдет речь только о чистых идеях Учителя М.М. по построению общественного уклада Новой Страны. Все цитаты в примечаниях даны из дневников Е.И.Рерих.

Политическое устройство Новой Страны

Ключевой позицией в концепции Новой Страны является прерогатива культуры над политикой. То есть культура должна была стать ведущим направлением во всей государственной политике Новой Страны, а сам вождь этого государства должен был происходить из культурной элиты.2 Это принципиальное отличие от современной политической практики, когда на пост главы страны выбираются юристы, адвокаты, хозяйственники, военные и все кто угодно, но только не деятели культуры. В этом и состоит беда современной цивилизации, что политики, далёкие от культуры, задвигают вопросы культуры на задний план и подвергают её, в лучшем случае, остаточному финансированию.

В вопросах построения законодательного органа Новой Страны Учителем предлагаются также оригинальные методы. Так, выборные парламентарии должны собираться на свои съезды в разных местах и в разные сроки, а также отправляться на эти съезды на собственные средства.3 Много ли современных народных избранников примут такой жертвенный труд во имя благосостояния своего народа? - Ответ ясен сразу - нет, не много, ибо большинство сегодняшних депутатов стремится в политику ради своей корысти, т.е. с целью собственного обогащения. Но депутат Новой Страны - это жертвенный труд во имя своего народа. И этот труд должен давать почёт и уважение, но не материальные блага. Таким образом, парламент Новой Страны по замыслу Учителя объединял бы истинных служителей общего, народного блага, а не своекорыстных проходимцев, что в той или иной степени часто наблюдается в сегодняшних парламентах и думах всех стран и народов. Благодаря такому отбору наиболее культурных людей в парламент Новой Страны законодательная деятельность депутатов должна была быть также направленной на общее благо всего народа Новой Страны, а не на узкие интересы какой-либо промышленной или политической прослойки, что имеет место сегодня почти в каждом парламенте.

Свобода от политической межпартийной грызни, грязных предвыборных пиар-компаний, полностью развращающих сознание народа, достигалась уничтожением политических партий,4 которые не несут никакой полезной деятельности при высшем культурном авторитарном управлении, которое предполагалось в Новой Стране. Она должна была управляться самим Учителем через Внутренний Совет, членов которого назначал сам же Учитель.5 Этот Внутренний Совет должен был избирать председателя для Совета Внешних работ, который являлся исполнительным органом, своего рода правительством Новой Страны. В общих чертах политическая надстройка Новой Страны схематически выглядит следующим образом:

Схема политического устройства Новой Страны
* * *

Экономика и сельское хозяйство Новой Страны

Корнем экономической жизни Новой Страны должна была стать общественная и кооперативная собственность.6 То есть крупная частная собственность отвергалась, а особенно в сфере финансов, где предусматривалось полное отмежевание от таких спекулятивных изобретений западной цивилизации, как частные банки, биржи, проценты на капитал.7 Приветствовалось поощрение прямого товарообмена, вознаграждение отличившихся работников полезными товарами и предметами искусства. Пожертвования деньгами отвергалось.8

Экономическим оплотом Новой Страны должны были стать кооперативы, паи которых принадлежали его членам. Кооперативы должны были охватить все отрасли хозяйства - от ремесленных до промышленных. А облигации кооперативов должны были обеспечить бесспекулятивный финансовый оборот. Уставы кооперативов должны были быть так построены, чтобы было выгодно вести честную коммерцию, а ложь и нечестность незамедлительно бы наказывались. В кооперацию должны были влиться все трудовые ресурсы Новой Страны, чтобы не было безработицы.9

В сельском хозяйстве предусматривалось орошение пустынь за счёт вывода наверх подземных источников и отвода оросительных каналов от горных рек.10 Предусматривалось использование невиданной до сегодняшнего дня атомической (не путать с атомной) энергии, которая давала, к примеру, возможность беспроводного телефона, или разрежение атмосферы для удобного воздухоплавания.11 Различные новаторские новшества должны были давать пользу на самых обыденных вещах, к примеру, таких, как выработка полезного газа при печном отоплении, использование снега и мха болот.12 Для предохранения продуктов питания от разложения планировалось использование некой живой студенистой ткани.13

В добывающей промышленности планировалось открыть некую руду М. с особенным составом, дающим свет. Эта энергия могла осветить целые города, а также использоваться как световой бурав в горнодобывающем деле. Кроме резания недр эта световая энергия могла служить непроницаемой изоляцией, отделяющей целые местности.14 С последним изобретением просто решалась защита границ Новой Страны.

Медицина Новой Страны

В сфере медицинского обслуживания населения Новой Страны планировалось широко применять природные средства. Так, лечение слепых должно было осуществляться цветом и звуком, а одержимых - спаньем на корнях кедра, смолой и валерианой, работой на пашне и жниве.15 Самым действенным терапевтическим средством должно было стать внушение.16 Целые передвижные женские отряды, обладающих силами внушения, должны были путешествовать по населенным пунктам, излечивая больных. Для калек планировалось создать особые дома за городом на природе, где они могли бы заниматься посильным трудом.17 Убеждение народа о соблюдении элементарной гигиены должно было проводиться через религиозное учение.18 Таким образом, медицина Новой Страны являлась комплексной, общеоздоровительной и профилактической, базирующейся на природных лекарственных средствах.

Образование, наука, искусство, религия Новой Страны

Главная задача государства Новой Страны - дать образование своим гражданам. При этом образование должно быть бесплатным, общим и ступенчатым. Обязательным условием являлось расположение школ за городом на природе.19 Данное условие необходимо ввиду того, что в городах царит неблагоприятная для расширения сознания ментальная обстановка, а также нехватка праны (переработанной растениями космической психической энергии), необходимой для полноценной мыслительной деятельности. В современных огромных городах, к сожалению, такое условие не выполнено и трудно выполнимо вообще. Это является одной из причин того, почему Учитель всегда высказывался против огромных людских скоплений в мегаполисах. Поэтому Новая Страна предусматривала небольшие поселения городского типа, равномерно рассыпанные по всей территории государства.

Высшее образование предусматривало как военные академии (при всеобщей воинской обязанности),20 так и гражданские университеты, где читались бы такие дисциплины, к примеру, как "Пути достижения адептов Тибета", "Методология исследований того света", "Алхимия", "О ступенях познания Метатеургии".21 Наверняка при развитой экономике потребовались бы и чисто светские институты и специальности, о которых здесь упоминать не имеет смысла.

Большое и практическое значение планировалось придать произведениям искусства,22 которые должны были выступать в роли ценных поощрений за общественно-полезный труд кооперативных работников всех отраслей народного хозяйства. Таким образом, в Новой Стране труд художников, поэтов, писателей, скульпторов и других деятелей искусства прибрёл бы постоянный спрос со стороны населения и государства, что дало бы этим творческим людям не только стимул к творчеству благодаря востребованности своего труда, но и элементарные средства к существованию.

Религия Новой Страны базировалась на всех мировых религиях, которые в принципе все исходили из одного источника - из Белого Братства. Кроме того, вводились и новые культы, доселе не известные. Так, главный столичный храм,23 как пример официальной религии Новой Страны, не только объединял в своих стенах всех религиозных учителей всех времен и народов, но и вводил новый религиозный культ - культ Матери Мира как главы планетарной Иерархии Света. Благодаря этому религия Новой Страны выходила на прямой контакт с высшими планетарными духовными силами, что вводило эту религии в космическую существующую реальность, делая религию Новой Страны мощным проводом между населением и запредельными духовными мирами.

В религии Новой Страны подчёркивалась скромность убранства и ценность простых природных материалов. От помпезных золотых украшений и драгоценных камней отказывалось. В религиозное служение Новой Страны вводилось такое доселе невиданное ни в одной религии понятие, как принесение к алтарю своих творческих трудов вместо материальных вещей или денег. Таким образом, религия Новой Страны стимулировала творческое и культурное развитие населения. В этом коренное отличие религии Новой Страны от всех современных существующих религий.

Столица Новой Страны - Звенигород

Сердцем Новой Страны должен был стать город на Алтае у подножья горы Белухи. Планировалось создать трёхступенчатый уровень городских построек. В самом низу, в долине, должен был располагаться город. Над ним храм на горном склоне - главный религиозный храм, к алтарю которого приносились лучшие плоды достижений человеческого творчества. В главный храм планировалось поместить Камень Чинтамани - осколок метеорита с Ориона, основное тело которого находится в твердыне Белого Братства. А на самом высоком месте планировалось расположить место встреч земли с духом,24 т.е. место встреч членов Внутреннего Совета с Учителем. Данное место должно было быть совмещено с обсерваторией.25

Центральным зданием города должен был стать дом культуры.26 Планировалось открытие музея Аллал Минга, имя которого объяснялось гражданам Новой Страны как имя высшего Господа или имя Вышнего. Отделы института Урусвати, включая библиотеку Урусвати, научные станции и обсерватории, должны были раскинуться по окрестным холмам и рощам Звенигорода. В стенах института Урусвати должны были проводиться закрытые исследования, связанные с атомической и психической энергией, световым лучом Матери Мира, защитной предохранительной плёнкой, и другими сверхсекретными разработками, которые должны были вывести Новую Страну в число самых промышленно и научно развитых стран мира. Этот прорыв должен был осуществляться под непосредственным руководством членов Белого Братства, обладающих сверхчеловеческими знаниями, накопленными упорным трудом в течение бесчисленного количества тысячелетий.

Послесловие

Звенигород уже существует в астральном мире. А значит, его проекция рано или поздно спустится в мир физический. Великий План, начатый Рерихами в прошлом веке, не пропал даром, хотя и не удался. Идеи Учителя по построению идеального общественного строя, принесённые миру Рерихами, живут и оплодотворяют умы мыслителей до сих пор. В данной небольшой статье показаны некоторые кардинальные различия общественного устройства Новой Страны по сравнению с порядками существующих государств. Если люди зададутся целью построения идеального общественного порядка, который бы способствовал ускоренной эволюции человека, которая единственно заключается в духовном развитии и расширении сознания, то помощь Белого Братства не заставила бы себя ждать. Только это не значит, что строить Новую Страну нужно только ради того, чтобы приблизиться к Иерархии, - это есть личностный эгоизм и возложение на Учителя. Все такие попытки ни к чему не приведут, ибо Учитель легко читает мысли людей и сурово взвешивает их истинные побуждения. Только бескорыстное чувство служения общему благу найдёт отклик в великих душах Белого Братства.

05.08.2007.
А.Люфт

 


Примечания

1. См. сайт "Библиотека Урусвати" - http://urusvati.agni-age.net, а также медиатеку Интернет-общины http://forum.lebendige-ethik.net/viewforum.php?f=42

2. Запись от 6.IV.1931 г.: "Только носитель Культуры может стоять во главе Нашего строения".

3. Запись от 11 января 1925: "Главное - дать подвижность законам. Считаю, народ оценит заботу государства. Пусть говорят по существу и в означенных местах. Причем съезды собираются в разное время. Представители едут на свои средства, ибо должность весьма почтенна и негоже тратить народные деньги. Скажите, вы едете улучшить, так неужели нужна плата за желание блага своему народу? Если выборный беден, пусть займет в кассе местного кооператива. Но могу сказать, что желающих будет очень мало. Подвиг служения государству не сладок. После всех потрясений народ ждет внутреннего мира. Выборами можно только запугать деревню. Так деловито поставим дело служения государству".

4. Запись от 1.XII.1933. "Сегодня нужно напомнить, что следует уничтожить все партии. Можно заметить, что это решение уже подготовляется пятнадцать лет. Уже большевики положили начало, затем Италия, Турция и, наконец, Германия, значит, путь уже проложен. Вообще следует заметить, сколько условий, полезных для Плана, уже вошли в жизнь. Можно видеть, как идет подготовка Плана".

5. Запись от 2.VII.1924. "Теперь об А[лтае]. Сестры образуют кооператив внутренних и внешних работ. Внутренние происходят под руководством назначенного Мною Совета. Указы и опыты хранятся в храме. Указы уявлю через Урусвати, и лиц ею избранных. Совет работы внутренней выбирает председателя для совета внешних работ. Относительно правил: не делайте их сложными и слишком длинными. Когда же увидите явление нерадивости и корысти, то позовите на совет внутренний и, погрузив в сон, укажите оставить недостаток. Потому негодных не будет и даже возможно будет без вреда давать богатство. Круг работ внешних нельзя ограничить, ибо все полезное входит в него. От радости рождения до радости перехода. Путницы радости и подвига. Начиная с акции и кончая молитвою, вся жизнь должна отразиться в лучах разумного и прекрасного ведения дел. Чистые мысли дойдут до коровника, и швея сумеет одухотворить каждый стежок. Понимая, как на помощь стремятся и новые изобретения, чудо каждого дня поможет простым сердцам принять восхождение. Уничтожив отличия внешние, жертвы не нужны. Нет буянов, ибо словом можно их обезвредить. Простая сила внушения может быть легко увеличена под условием, что наблюдающий аппарат будет доброкачественен. Потому можно будет сформировать отряд подвижных сестер, обладающих силою внушения. Эти врачи духа пронесут клич радости по селениям. Надо обдумать, чтобы А[лтайские] Сестры и Алат[ырь] шли дружно, без вражды. В каждом уставе пусть будет пункт о совместном понимании. Конечно, Алат[ырь] должен вмещать больше земных условий".

6. Запись от 12 июля 1924 г.: "Утверждаю, когда поживете подобно студентам, атмосфера будет много лучше. Количество вещей обостряет звериные инстинкты, почему в будущем вещи должны носить более общественный и кооперативный характер".

7. Запись от 28.III.1925.: "Конечно, свидетельство кооператива будет лучшим знаком. Усердие поощряется не деньгами, но выдачей полезных вещей. Учитель получает нужные предметы от кооператива и может иметь книги и аппараты в нужном количестве. Учитель, доктор, ученый, художник имеют двойную выдачу по специальности. Процент на частный капитал уничтожается. Нужно поощрять издательство книг, раздаваемых бесплатно ученикам. Но преступную спекуляцию надо преследовать неуклонно, ибо Земля больна спекуляцией. Каждая эпоха имеет свою болезнь - теперь болезнь спекуляцией. Не надо думать, что человечество всегда было подвержено этой болезни. Но она - признак существенной перемены, ибо постепенно пройти не может, и нужен пароксизм эволюции, чтоб разбить заразу. Так и теперь нужен уничтоженный банк. Пусть земля родит хлеб, пусть горы дают металлы и растения, целебные составы покажут, как не нужен банкир. Самое нетерпимое занятие - частный банк. Учение Мое явит, как Восток первый откажется от наживы на деньгах".

8. См. запись от 6 июня 1927.

9. Запись от 7.IX.1924.: ""Ал[атырь]" - учреждение чисто народное. Прежде всего земледельцы и рабочие должны найти путь к нему. Пущи лесов, пушнины, посевы, постройки, скотоводство, ручные промыслы нужно совместить с металлургией, механикой, химией, медициной и всеми достижениями, сказанными в искусствах и науках. Но главное, чтоб каждый постучавшийся нашел применение. "Ал[атырь]" должен поглотить безработных. "Б[елуха]" подымается до вершины, "Ал[атырь]" цементирует долины. Необыкновенно в "Ал[атыре]" будет лишь то, что невыгодно будет применять ложь и нечестность. Примем меры указать выгоды честной кооперации. Утроим последствия искренней мысли и ускорим обратный удар".

10. Запись от 20.VII.1924.: "Семь раз М. предводительствовал народами. Опять почти опустевшая страна получит чашу Славы. Занятые государства упустят рождение нов[ого] г[осударства]. Позабыли, как система озер легко дает орошение и реки с гор могут легко нанести целую сеть каналов. Проверив уровни земли и естественные наклоны, даже плохой инженер догадается, как можно оросить явленную пустыню. Только надо шире мыслить и не забывать, что многие потоки стали подземными. Их нетрудно на поверхность вызвать. Но нужно раньше укрепить границы, иначе многие хозяева наедут. Когда наступают сроки, тогда духовные и земные возможности встречаются. Посему повторяю, думайте о крестьянах. Надо от Китая укрепиться. Надо думать о народе, который заселит эту пустыню. Потребуется десять миллионов отборных людей для н[ового] г[осударства] - хлеб сеять".

11. Запись от 15.I.1925.: "Поговорим о возможностях будущего. Кроме новых химических элементов имеем еще основное открытие атомистической энергии. Даже трудно сказать, как много изменений войдет в жизнь. Открытие атомистической энергии позволит беспрепятственно сообщаться голосом на больших расстояниях. Понятие расстояния исчезнет.
- Но мы уже имеем телефоны.
- Но в очень малых расстояниях. Атомистические лучи позволят разрежение бурь в атмосфере, потому воздухоплавание будет безопасно. Да, но атомистический телефон также важен. Главное - знать количество нужной энергии, ибо слишком большое накопление атомистической энергии на приемнике может вызвать катастрофу. Потому лаборатория, где будет вырабатываться атомистическая энергия, должна быть государственной собственностью. Все количество выработанной атомистической энергии принадлежит государству. Государство затем отпускает известное количество на государственные нужды. Потребуются особые станции для конденсации энергии в означенных местах.
- Будут ли другие страны пользоваться этой энергией?
- Нет, иначе планета разлетится.
- Но кто же будет заведовать этим, кому можно доверить?
- Я.
- Но кто же помощники?
- Имею. Поверьте, в Наши расчеты не входит послать вас на воздух. Потому важен А[лтай]".

12. Запись от 7.II.1925.: "Очень надо понять экономию возможностей, ибо даже печной перегар не пропадет на З[венигороде]. Каждая труба будет вырабатывать полезный газ. Так просто снабдить каждую трубу перегоночным аппаратом. Также и снег может быть приложен как мощное средство. Там, где груды снега, там и тепло, и здоровье. Кроме снега, даже мох болот незаменим".

13. Запись от 14.IV.1924.: "Последнее видение надо пояснить, как ткётся ткань, сокрывающая недоконченные опыты. Видела, как прибавлялись в ткани жизненные клеточки, чтоб сообщить ей истинную непроницаемость. В древности можно найти указание на живую ткань. Эта ткань существует и является важною частью Нашей лаборатории. Простое покрытие совершенно изолирует предметы изысканий. Клеточки жизненные, вытянутые из растений, дают волокна, которые продолжают жить и образуют живое жировое вещество, являясь незаменимым предохранителем. Народ очень оценит это средство в будущей России". Запись от 30.IV.1924.: "Сегодня поговорим о творчестве и опытах. Но прежде разъясню видение-сон. В области Братства работник нёс злаки, собранные для опытов. Студенистая ткань, в которой злаки не теряют жизнеспособности".

14. Запись от 23.V.1924.: "У__ явится предвестником грозной силы. У нутра Л__ сопки явлена руда М__ с особенным составом, дающим свет. Её грозное значение может осветить целые города. Явление её совершенно меняет устройство шахт. Световой бурав её может расчленить, как масло, породы самые твердые. Сталь и алмаз ничто перед свет-лезвием. Но применение ещё шире. Кроме резания недр, он может служить непроницаемой изоляцией, в случае необходимости отделить целую местность. Для явления плутовства, инфекции и момулонов - личности, избегающие кооперацию. Зачем уничтожать, когда можно обратить на пользу? Разрушительный тепловой луч. Миф о стене огненной получает жизнь. Луч сохранения - так назовем его. Лучом проникновения можно назвать его, когда он режет недра. Всё потом. После нашего возвращения. Открытие вы предоставите Ивану Стотысячному, подкидышу, самых не знающих родства".

15. Запись от 7.II.1925.: "З[венигород]. Можно издать английскую брошюру, написанную слепою. Не надо забыть, что в З[венигороде] лечение слепых цветом и звуком будет поставлено широко. Также можно представить, какое количество так называемых умалишенных будет возвращено к жизни. Можно утверждать, что в Нашей Стране не будет одержимых. Правда, лечение их несложно: кроме воздействия лучей и провода, положим их спать на корнях кедровых. Смола и валериана составят оживление сосудов. Потом работа по пашне и жниву даст прием конденсированной праны. Полезно жниво, ибо каждый зрелый стебель выделяет жизнеспособность. Посмотрите, могли ли бы жницы выдержать эту тяжелую работу без вдыхания эманации стеблей. При устройстве З[венигорода] все полезное будет приложено".

16. См. запись от 2.VII.1924.

17. Запись от 10.IX.1924.: "Говорил, известия идут. Постарайтесь узнать легенды и подробности жизни от пришедшей. Осторожно, но не упустите время. Стены слышат. Беленькие башенки домов С[ибири] не забудьте. Дома М. - для лечения, дома Сергия - для калек. Условия поступления - непременный труд. Каждый калека в одном труде может найти покой. Чутко надо найти применение каждому. Помнишь мысли у березы, когда мечтала о вооружении народа трудом, каждый должен иметь в своих руках свое ремесло".

18. Запись от 22.XI.1924.: "…даже монгольский князь сядет в ванну, ибо убедится в пользе. Заметьте, в храмы можно вступать только в чистом облачении, предварительно омыв тело, повторяя молитву: "Перед лицом Милосердного и Благословенного Владыки Будды омываю грешный дух мой и грешное тело мое. Да очистится тело мое от всякой скверны и да святится дух мой лучом Милосердного Господа, дабы преклониться перед Изображением Владыки в Пречистом Храме". Так читается устав монастырей. Так простыми словами положим начало понимания Учения".

19. Запись от 20.I.1925.: "Поговорим о школах. Урусвати права - главной задачей низшей школы будет вооружить народ, потому дайте только необходимое. Программа должна быть так составлена, чтоб указывать на дальнейшие возможности. Нечто вроде мышеловки знания, именно открывание широких горизонтов. Уже говорил, обратить внимание на учеников, особенно в низшей. … Возбуждая инстинкт красоты, можно создать чудеса. Конечно, все хитроумное изгоняется. Заметьте, школа вне города - окрестности З[венигорода] велики. Особенно все приюты за городом. Дать образование - главная задача государства. Трудно, почти невозможно иметь вначале бесплатные школы. Конечно, кооперативная приплата. Конечно, все образование должно быть бесплатным. Да, напрягите все силы, чтоб это сделать. Вижу счастливое русло России. Вижу, крыло и забота Урусвати охранит много маленьких тружеников. Да, Наша надежда. Помогите строить Мою страну".

20. Запись от 20 октября 1924: "О школах хочу добавить - пусть не убивают индивидуальность духа. Конечно, всякая политика исключается. Считаю, летние лагеря очень полезны. Военные школы упраздняются, но военная дисциплина вводится в школах. Для желающих посвятить себя военному делу учреждается военная Академия, учреждение равносильно университету. Поступающие в академию освобождаются от воинской повинности, ибо числятся на службе, остальные идут служить".

21. "Имя университета "Храм Знания и Красоты". Курсов 70. Проф. 30. Глава Университета Н.Рерих. Субсидии будут даны правительством. Во главе государства будет Мистик. Все это будет в 1931 г. (первая лекция). Ю.Р. читает курс: "Пути достижения Адептов Тибета". Шибаев читает "Методологию исследований Того Света". Шклявер тоже проф. - "Символика права". Перцов. - Алхимию. Диксон читает курс "О ступенях познания Метатеургии" (в Звенигороде)". (Кембриджские записи Ю.Н.Рериха: http://urusvati.agni-age.net/tetradA_04-05.1921.html ).

22. Запись от 6 июня 1927: "Учитель находит наиболее красивым очистить практическую сторону Новой общины через ценность произведений искусства. Система пожертвований или спекуляций неприемлема".

23. Запись от 17.IX.1924.: "Как залог Х[рама] на Б[елухе], поговорим о его строении. Вначале не надо больших размеров. Материал - дерево или камень. Двери открываются снаружи - внутри двери вдвинуты в стену. Входите в притвор, узкое помещение ведет в главный х[рам]. Свет верхний, стены приготовлены, чтоб постепенно быть украшенными. По бокам два длинных стола для знания. Перед входом переборка раздвижная, уходящая в стену. За ней помещение, как А., полусферическое. Четыре окна, между ними стенные шкафы так, чтобы отодвинутая дверь закрыла бы окно. Шкафы заключают памятные изображения. Посредине А[лтаря]* стена, покрыта листом чистого, полированного серебра, которое обычно закрыто белым холстом. В А[лтаре] стоит походный стол, который, когда следует, покрывается лиловой тканью. На него возлагается ковчег и предметы, которые будут указаны. По стенам скамьи характера русско-романского. Этот стиль пригоден.
По бокам главного помещения справа храм Матери Мира, слева хранилище достижений. Можно в храме Матери Мира применить кедр и кипарис. Можно украсить стены живописью, причем, вспоминая подвиги, можно уделить место птицам и растениям - на картинах. Пол надо укрыть циновками. Надо показать красоту простых материалов, собранных изысканно. Золото и драгоценные камни не нужны. Можно собрать туземные, чистые руды, из них сложим пол. Надо избежать ненужных подвалов, также пыльных чердаков. Остальное принесете руками.
- Можно ли на стенах А[лтаря] поместить изображения Восточных Учителей?
- Можно. Первый Неведомый Учитель, Моисей, Соломон, Будда, Христос, Магомет и еще один, но когда человеческое сознание расширится. После можно показать всё значение храма, но раньше как храма знания.
- Я вижу храм, посвященный С[вятому] С[ергию].
- Конечно, внизу. Но на семи тысячах футов [2000 м] надо это строение. Лучше небольшой, вместимостью около двухсот человек. Не забудьте музыку.
- Со временем я вижу целый оркестр.
- Конечно. Все же будет создать такой храм. Можно очень легко".

24. Запись от 3.V.1924.: "После станет ясно, как строить Звен[игород]. Вы уже имеете размеры высот и как расположить ступени. Перед вами пример: вы живете приблизительно на высоте 7000 футов [2100 м.] - эта высота удобна для храма. Над ним на высоте 12000 футов [3600 м.] удобное место для встреч. Итак, вы имеете три ступени жизни. Внизу город новой эпохи, над ним храм человеческих достижений и место встреч земли с духом. Камень положим во храме".

25. Запись от 6.IX.1924.: "Запишите о Б[елухе]. Конечно, р[усские] будут в разных образах, даже разделенные между собой. Но подножие Б[елухи] там, где будет З[венигород] - оставьте как станции опытов. Под назван[иями] опытов начнется в. м. Для посторонних акционеров вы говорите: это место как опытная станция. Это условие легко объяснить необходимостью станции на высоте семи тысяч футов [2000 м] и наблюдательного пункта вершины. Не забудьте, хочу видеть при постройке внизу библиотеку Урусвати. На семи тысячах футов - лаборатория Урусвати. На вершине - обсерватория Урусвати. Там же сохраните отдельную комнату для встреч. Закрывшись щитом науки, избегните многих последствий невежества. Постройка х[рама] также начнется под знаком науки. Внизу вижу музей А[ллал] М[инга], когда спросят о значении этого названия, скажите: "Слово восточное, означающее Имя Господа или имя Вышнего". В музее каждый имеющий имя до будущего года имеет комнату своего имени. Музей посвящен знанию и искусствам. Рядом положите основание Уп. Библиотека Урусвати, дома М. - поодаль в хвойной роще. Шире шейте город".

26. Запись от 12-13ноября 1931 г.: "Урусвати видела утвержденный Звенигород. Уже в рекордах будущего установлен облик Нашего Города. Дом культуры утвержден как центр города. Также показаны все предательские столбы, могущие обмануть сонное сознание. Устройство явления великого города находится в Моих руках. Урусвати может усмотреть со временем и другие части строительства. Но не будем слишком много уделять времени будущему, когда настоящее так требует всего устремления. Ноября Удивление мира чую, когда, несмотря на трудное время, ваши дела расти будут. Вот уже запечатлен в Акаше Звенигород, значит, он неминуем и отразится на земном плане. Лишь в час усиленных темных сопротивлений дается шит нестираемый как Знамя Владык и Звенигород как земной центр Владык, ибо эта твердыня может стоять лишь на новом месте и под известным направлением от полюса к Шамбале. Трудно, но значительно".