Нетрадиционная половая ориентация директора Международного Центра Рерихов (далее − МЦР) Л.В. Шапошниковой среди бывалых рериховцев представляла собой секрет Полишинеля.[1] Но лично мне всё равно, с кем в браке жила Л.В. Шапошникова − это её личные пристрастия и предпочтения, и я не собирался высказываться по этому поводу. Но когда это выносится на всеобщее обозрение и этому делается реклама, то мне уже не всё равно − считаю своим моральным долгом высказаться также открыто в средствах массовой информации.

Бесспорно, российский мир стал терпимее к личной жизни отдельных людей. Что касается жизни общественной, то здесь есть некая моральная планка, ниже которой опускаться нельзя − иначе такой народ ждёт судьба Содомы и Гоморы.[2] В российском обществе, в отличие от западного, этот момент очень правильно поняли − за однополые браки[3] перестали сажать в тюрьму, как это было в СССР, но и пропаганду одпополых отношений на законодательном уровне запретили, обезопасив тем самым молодые, неокрепшие души. На государственном уровне была очерчена чёткая нравственная граница между личной свободой и общественной моралью. Полагаю, что большинство рериховцев поддерживает этот закон.[4]

Обсуждение личной жизни в Живой Этике не приветствуется. Но как только кто-то добровольно выносит свою личную жизнь на всеобщее обозрение, рассказывая о себе и о своей семье, пускай и нетрадиционной, то эта личная жизнь перестаёт быть личной, а выходит на просторы общественного бытия. И здесь рериховцы вполне в праве задать вопрос: насколько уместно пропагандировать однополый брак Л.В. Шапошниковой в широкой печати?

Сканкопия страницы газеты "Содружество"

с фотографией Л.В. Шапошниковой и Н.Г. Михайловой. 

  • Sodruzhestvo_244_2016

Во время жизни Л.В. Шапошниковой её гражданская жена Нина Михайлова всегда оставалась в тени. Но сражу же после смерти Л.В. Шапошниковой в августе прошлого года журнал «Культура и время» (№ 5, 2015 г.), являющийся официальным печатным органом МЦР, опубликовал интервью с Н.Г. Михайловой под названием "Мы просто всегда были вместе". В этом месяце газета "Содружество" (№ 2 (44), 2016 г.), также подконтрольной МЦР, перепечатала это интервью на своих страницах и выпустила электронный вариант этого номера в интернете для широкого ознакомления.[5] В этом интервью Нина Михайлова делится своими воспоминаниями о своём партнере по гражданскому браку, Людмиле Васильевне Шапошниковой, и делает это откровенно, я бы сказал через чур откровенно, даже не опуская подробностей бытовой жизни, например в таких словах:

"– Когда вы с Людмилой Васильевной решили вместе жить?

– Это был 69-й год, как раз построили наш кооператив.

– Как это было? Вы приняли совместное решение или так получилось?

– Как-то так получилось. Мы никаких слов не произносили, а вот стали жить вместе – и все.

– Вам было комфортно вести совместное хозяйство?

– У нас были общие друзья, общая работа, общий быт.

– Вы никогда не раздражали друг друга?

– Нет, никогда.

– А Людмила Васильевна могла на вас прикрикнуть?

– А как же.

– Вы обижались?

– Да я и сама могла прикрикнуть.

– Ругались даже?

– Ругаться не ругались, но высказывались.

– Какие-то обиды возникали?

– Нет, не обиды, а просто у нас иногда расходились мнения. <…>

– А как вы мирились?

– Мы просто начинали разговаривать, и все.

– А бывало, что вы не разговаривали какое-то время?

– Ну, это могло продолжаться максимум часа два.

– А кто первым обычно шел навстречу?

– По-разному".

Сканкопия страницы журнала "Культура и время",

№ 5, 2015, стр. 60. 

  • Kultura_i_Vremya_5_2015_str.60

В этом месяце в МЦР прошла большая ежегодная конференция, посвящённая Л.В. Шапошниковой: "С 8 по 11 октября 2016 года в общественном Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО проходила Международная научно-общественная конференция «Людмила Васильевна Шапошникова: ученый, мыслитель, общественный деятель. К 90-летию со дня рождения». Организатор конференции: Международный Центр Рерихов (МЦР). ... Л.В. Шапошникова (1926–2015) – известный российский историк, востоковед, крупный философ, выдающийся исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов, писатель, путешественник, общественный деятель. ... Ее огромный вклад в науку и культуру отмечен государственными наградами..."[6]

В первый день этой конференции в МЦР была открыта выставка «Воин Света», посвященной 90-летию со дня рождения Л.В. Шапошниковой: "8 октября 2016 года в общественном Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов торжественно открылась выставка «Воин Света», приуроченная к 90‑летию со дня Рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой, первого президента Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, основателя и бессменного директора общественного Музея имени Н.К. Рериха, выдающегося ученого, мыслителя, общественного деятеля, первого вице-президента Международного Центра Рерихов. На открытии выставки Л.В. Шапошниковой собрался широкий круг культурной общественности из России и многих стран мира, среди которых были соратники, друзья, и единомышленники Людмилы Васильевны. Открывая выставку, вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Витальевич Стеценко рассказал гостям о выдающейся личности Л.В. Шапошниковой, о самом главном ее достижении – создании общественного Музея имени Н.К. Рериха и Международного Центра Рерихов в соответствии с заветом Святослава Николаевича Рериха. Александр Витальевич сказал, что встреча в 1968 году со Святославом Николаевичем определила дальнейшую судьбу Людмилы Васильевны, связанную с наследием Рерихов, постижением и применением в жизни основ Живой Этики".[7]

Прошу прощения за столь большие цитаты, но я хотел, чтобы читатель понял, что нынешнее правление МЦР взяло курс на прославление Л.В. Шапошниковой, что порой граничит с культом её личности, что впрочем она сама взрастила в своём коллективе задолго до своей смерти. В связи с широкой публикацией воспоминаний Н.Г. Михайловой о её гражданском браке с Л.В. Шапошниковой, теперь в Рериховском Движении встаёт два вопроса:

1) Как соотносится высокое духовное водительство с нетрадиционной половой ориентацией?

2) Как относиться рядовым рериховцам к однополым бракам?

Фотография с выставки МЦР

"Л.В. Шапошникова - воин света"[8] 

  • icr_voin_sveta
 

По первому вопросу.

Как понял читатель даже из двух вышеприведённых цитат с сайта МЦР, Л.В. Шапошникова как в прошлом, так и в настоящем, позиционируется сторонниками МЦР как духовный вождь всего Рериховского Движения. Наиболее горячие головы утверждают, что она является продолжателем дела Учителей, ставленником Иерархии, фокусом Шамбалы, продолжателем дела Рерихов и прямым приемником С.Н. Рериха. Пропагандистская машина МЦР имеет мощные обороты, которая раскручивалась годами и немалыми деньгами опального Мастербанка. И теперь вся эта машина пытается сделать из личности Л.В. Шапошникой этакого "война света" с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Думаю, что многие неокрепшие и начинающие рериховцы столкнуться с вопросом, как сочетать в Л.В. Шапошниковой эти две несовместимые вещи − духовное водительство и гомосексуализм. Я не буду никому навязывать своего мнения − пускай каждый рериховец сам для себя решит эту проблему.

По второму вопросу.

Е.И. Рерих несколько раз высказывала в своих письмах своё отношение к вопросу о гомосексуализме. Приведу ниже только две цитаты из писем Е.И. Рерих (подчеркивания мои) и прокомментирую их.

"Насколько мы знаем, книги эти исключительно трактовали сексуальные вопросы, избежание деторождения, гомосексуальность и пр. Но не Указано ли нам, что первая обязанность страны следить, чтобы подобная зараза не проникала в сознание подрастающего поколения и уничтожалась бы в первую очередь. Освежите в памяти, что сказано в «Новой Эре»[9] да и в «Напутствии Вождю» по этому вопросу. Не Указано ли, сколько настоящих гнойников лежит на полках хранилищ и сколько книг, несущих заразу лжи и всяких пороков, проникают в массы".[10]

Здесь можно только похвалить Государственную Думу Российской Федерации, принявшей 11 июня 2013 года в целях «защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» закон,[11] устанавливающий ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Подпадает ли под этот закон интервью с гражданской женой Л.В.Шапошниковой, Н.Г. Михайловой, решать юристам. Но я как член Рериховского Движения, абсолютно против, чтобы такие пикантные подробности личной жизни директора крупнейшего музея Рериха публиковались в открытых средствах массовой информации, т.к. это подрывает моральные основы как взрослых членов Рериховского Движения, так и подрастающего поколения юных рериховцев. Именно о них нужно задуматься в первую очередь, каким примером будет служить для них Л.В. Шапошникова? Молодые рериховцы могут посчитать, что если Л.В. Шапошникова прожила всю жизнь гражданским однополым браком, то значит это нормально, значит Рерихи были не против однополых браков, значит в Живой Этике это разрешено, раз об этом публикуется в рериховской литературе, да при том под маркой самого крупного музея Рерихов. Эту опасную тенденцию размывания моральных семейных ценностей в Рериховском Движении нужно пресечь на корню!!!

Следующая цитата из писем Е.И. Рерих:

"Зиночка горюет, что Смит не понимает значения моральных обязательств, но, видимо, отсутствие морального чувства является уже злостной эпидемией. Это обстоятельство подчеркивает и Алексис Каррель в своей книге «Man the Unknown», в которой он дает картину состояния мышления и нравов современного американского общества и указывает на неминуемое вырождение, если не будут приняты оздоровляющие меры. Всем очень советую прочесть эту книгу, читается она легко. Привожу Вам выдержку страницы 152, которая очень зазвучит в Вашем сознании: «Нравственное чувство почти полностью игнорируется современным обществом. Фактически мы подавили его проявления. Все преисполнены безответственности. Те, кто отличают добро от зла, кто трудолюбивы и осмотрительны, живут в бедности, и на них смотрят как на слабоумных. Женщина, имеющая несколько детей и посвятившая себя их воспитанию в ущерб собственной карьере, считается слабоумной. Если мужчина откладывает немного денег для своей жены и обучения своих детей, эти деньги похищаются предприимчивыми финансистами. Или отнимаются правительством и распределяются между теми, кто доведен до нищеты собственной неосмотрительностью и недальновидностью промышленников, банкиров и экономистов. Художники и ученые, дающие обществу красоту, здоровье и благополучие, живут и умирают в бедности. Грабители мирно наслаждаются успехом. Гангстеры пользуются покровительством политиков и уважением судей. Они – герои, которыми дети восхищаются в кино и подражают им в своих играх. Богатому человеку дозволено все. Он может вышвырнуть на улицу свою пожилую жену и обречь старую мать на нищету, ограбить тех, кто доверил ему свои деньги, и притом не потерять уважения своих друзей. Гомосексуализм процветает. Половая этика отброшена. Психоаналитики наблюдают за мужчинами и женщинами на их брачном ложе. Нет различия между пороком и добродетелью, справедливостью и беспределом. Преступники разгуливают на свободе среди людей, и никто не протестует. Священники рационализировали религию. Они разрушили ее мистическую основу, но не преуспели в привлечении современных людей. В своих полупустых церквях они тщетно прославляют неубедительную мораль. Они связаны с полицией, помогая в интересах богачей сохранить каркас современного общества, или подобно политикам угождают аппетитам толпы. Человек бессилен против такого психологического давления. Он так или иначе поддается влиянию своей среды. Если ты живешь в обществе преступников или глупцов, то становишься преступником или глупцом»"[12]

Как человек, живущий волей судьбы в западном обществе, могу констатировать правоту слов Е.И. Рерих. В своё время Запад не принял оздоровляющих мер против культурной деградации, и сегодня пожинает горькие плоды морального разложения, которое, похоже, принимает необратимое направление. Западное общество не смогло защитить патриархальные ценности классической семьи, и теперь его разъедает гомосексуальная пропаганда однополых отношений, которая лезет в неокрепшие умы молодёжи изо всех источников информации. Поправ моральные ценности семьи, этой первичной ячейки общества, западная цивилизация сама обрекла себя на культурную деградацию, за которой последует политический и экономический упадок. Политический кризис в Европе уже наступил пару лет назад, когда западные политики (против воли своих народов) выступили против России. Экономический кризис Запада наступит после демографической перезагрузки, которая уже идёт в Европе полным ходом не один год. На смену малодетным или вообще бездетным немецким высокообразованным инженерам приходят массовым порядком малообразованные эмигрантские дети с малыми культурными и интеллектуальными накоплениями из прошлых жизней, что обуславливает их неспособность к наукам. И таким образом, через некоторое время произойдёт постепенная смена всех социальных слоёв западного населения. Через несколько смен поколений, одно из которых, как известно, проходит за 20 лет, западное общество утратит свою ведущую роль на этой планете.

Какой народ в этом недалёком будущем займёт лидирующие роли в планетарном масштабе? У меня нет сомнения, что это будет российский народ, потому что он до сих пор сохраняет ценности классической семьи, не смотря на упорные попытки Запада навязать россиянам свою гомосексуальную пропаганду. Я надеюсь, что российские члены всемирного Рериховского Движения найдут в себе нравственные силы, чтобы справиться с кризисом в МЦР, который принимает сегодня не только правовой и имущественный характер, но и моральный.

А. Люфт
19.10.2016

[1] См. например, статью А.Анненко "МАРГИНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РЕРИХОВЦЕВ: УШЁЛ ПАСТЫРЬ": "Второе обстоятельство вытекало из особенностей её личной жизни в связи с нетрадиционной половой ориентацией, практически не скрываемой. И как бы не замечаемой окружением. Все это, на мой взгляд, было бы совершенно несущественно, оставалось бы диковинкой-чертой частной жизни, в которую грех вмешиваться, если бы Людмила Васильевна Шапошникова не претендовала на роль духовного и общественного лидера. «Величественный венец женщины, – говорил С. Н. Рерих, – быть прекрасной матерью и дать детям устремление к совершенствованию, к прекрасному…». Она была лишена такой возможности. В жизни Людмилы Васильевны большое значение имели женщины, к которым она испытывала романтические чувства. И которые, в свою очередь, оказывали влияние на её деятельность. Одна из них провела всю работу по организации МЦР, другая, став отвергнутой, даже обнародовала их отношения начального периода МЦР в книге, которую Людмила Васильевна приказала скупить и уничтожить, но не удалось. Пришлось писать статью, оправдываться, «переводя стрелки» на якобы «плагиат». Как и всякий человек «не как все», с аномалией в глазах общественного мнения, Людмила Васильевна, хоть и отчасти бравировала этим, неминуемо страдала комплексом неполноценности. И поэтому всю жизнь доказывала себе и окружающим, что она – Личность. В этом она преуспела. Достаточно вспомнить, как она «вила веревки», «держала в шорах» своих формальных начальников-мужчин в МЦР, невзирая на их звания и высокие должности, делая их сообщниками в нечистых играх, не говоря уж о своих подчиненных. Я пишу об этом потому, что на одном рериховском сайте недавно появилась статья «Религии мира – о гомосексуализме», в комментариях к которой писали: «И Рериховское сообщество просто обязано проявить определённую активность не просто в сопротивлении, но, прежде всего, в просветительской работе о пагубности этого отклонения от "образа божьего подобия", коим провозглашён был человек, а данная статья – хорошее подспорье в этом...». Призыв обратиться на себя, на РД, прежде, чем обличать и учить других, был удален. Примечательно, что там же, после кончины Л. В. Шапошниковой, сначала выложили извлечения из книги «Я – Шапошникова», сделанные А. В. Владимировым, но публикация провисела недолго и была удалена по причине: вредит единению вокруг МЦР. Как будто единство на почве лицемерия может принести пользу". (На сайте газеты "Знамя Майтреий": http://znamyamaytreyi.ru/articles/oshibki-rerixovskogo-dvizheniya/marginalnyj-czentr-rerixovczev-ushyol-pastyr )

[5] См. http://www.roerichs.com/wp-content/uploads/2016/10/44-posl.-versiya.pdf (или здесь http://lebendige-ethik.net/pdf/Sodruzhestvo-44.pdf копия этого pdf-файла, если он на указанном сайте недоступен).

[6] См. "2016 год – Международная научно-общественная конференция «Людмила Васильевна Шапошникова: ученый, мыслитель, общественный деятель. К 90-летию со дня рождения» (8-11 октября)": http://www.icr.su/rus/conferencies/2016/

[7] См. "Открытие выставки «Воин Света», посвященной 90-летию со дня рождения Л.В. Шапошниковой": http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4903

[9] Речь идёт о книге "Община", которая в английском переводе называется "New Era Community": http://www.agniyoga.org/ay_community.html (Прим. − А.Л.)

[10] Письма Е.И. Рерих, 13.12.1933.

[11] Полное название закона: Федеральный закон Российской Федерации от 30 июня 2013 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей».

[12] Письма Е.И. Рерих, 30.09.1938.

Как Вы относитесь к антирериховским публикациям К.Е.Рыбака и Ю.С.Избачкова? (можно выбрать несколько пунктов)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос: