1.2.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Символ из трех точек так широко известен, что невозможно проследить его происхождение. На Западе он стал известен через франкмасонов, которые, очевидно, связывали этот символ с троицей и употребляли его. Да и происхождение самого масонства неизвестно и кажется таким древним, что можно лишь спекулировать на эту тему.
На Востоке изображение 3-х точек встречается вырезанным на скалах в Монголии и Центральной Азии. Иногда рисунок пламени с тремя точками наносится на спину лошади. Легко заметить связь с китайской традицией. По Руперту Шелдрейку, если на Западе три части целого представляют в виде обычной организационной схемы, то китайцы представляют три окружности внутри большой окружности (Новая наука жизни, с. 77). Сразу видится сходство со знаком Мира. Итак, это очень древний символ и его точное происхождение не установлено.
Современным изображением этого символа и его недавним распространением мы обязаны Николаю Рериху, русскому живописцу, родившемуся в 1874 г. и умершему в 1947 г. Он был знаменит в двадцатые годы, но в настоящее время почти забыт.2 Поэтому полезно вкратце вспомнить его жизнь.3
Он родился под Санкт-Петербургом и с девяти лет участвовал в археологических раскопках, изучал рисунок и живопись; когда он еще учился в Академии художеств, одна его картина была приобретена Третьяковым, владельцем одной из самых знаменитых русских галерей. Н. Рерих изучал древнерусскую культуру: первые славянские памятники, неолитические изображения, искусство иконографии и сокровища древней Руси. В 1900 г. в возрасте 26 лет он провел год в Париже в обучении у мастеров своего времени - Кормона и Пюви де Ша-ванна. Он женился на Елене Ивановне Шапошниковой, которая родила ему двух сыновей: Юрия и Святослава.
В 1910-х гг. он приобрел известность своими декорациями для "Русского балета", которому аплодировали в Париже и Лондоне. Этот балет объединил таких выдающихся художников, как Стравинский, Дягилев, Нижинский. Они поставили "Снегурочку", "Пер Гюнта", "Половецкий стан", "Весну священную".
Изнуренный этой интенсивной работой, Рерих лечился от туберкулеза в Финляндии в 1917 г., во время обеих русских революций. После февральской революции (принесшей социальную демократию) он был назначен директором школы Общества поощрения художеств, где до своей болезни был секретарем. Перед октябрьской революцией (когда большевики захватили власть) он был так изнурен, что оставил свой пост, а затем был приглашен в Великобританию, затем в Соединенные Штаты. Выставка его картин прошла в 40 американских городах, и везде люди собирались вокруг него во имя Красоты и Культуры. В 1924 г. семья Рерихов покинула США, чтобы совершить путешествие в Центральную Азию. Экспедиция длилась 4 года, за которые Рерихи пересекли Ладак, Алтай, Монголию, пустыню Гоби и Тибет. В то время это были дикие места, которые павшая китайская империя предоставила самим себе. Некоторые регионы снова почти впали в варварство и невежество, там процветали рабство, мародерство, бандитизм, поклонение тому или иному богу, происходили убийства целых семей, конфискация паспортов... После этой экспедиции Рерих решил обосноваться в Ладаке; это был гималайский период, после того как он первую часть жизни провел в России, а второй период в США.
Рерих написал почти 7000 картин, большую часть которых подарил разным музеям мира. Его творчество показывает Красоту ландшафта, тонкую атмосферу гор и духовных существ. Для Рериха живопись была средством трогать сердца людей, преподнося им Красоту. Он вдохновил создание многочисленных культурных и ходожественных ассоциаций во всем мире.
Н. Рерих был другом Тагора, Ауробиндо, Эйнштейна, вдохновлял Корделла Халла, одного из основателей ООН. Он подарил камень Лиге Наций. Его идея объединить людей через Культуру подготовила путь для создания ЮНЕСКО.
Рерих играл основную роль в распространении этого символа, а также в его зарождении. Если на скалах в Центральной Азии встречается изображение трех сфер, обрамленных замкнутой неровной линией, то окружность, заключающая в себе эти сферы, похоже, является его собственным вкладом. Он продумал этот символ в 1904 г. и предложил его Обществу архитекторов России.
Его идеей было представить этот символ как "Красный крест культуры", провозглашающий общее стремление человечества выразить Красоту. Если Красный Крест провозглашает ценность человеческой жизни, то Знамя Мира провозглашает первенство Культуры (Культ-Ур, культ Света) у всех народов. Приведем его собственные слова:
"Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты...
Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? С достоинством вы можете ответить: "Мы хотели бы жить в стране великой Культуры". Страна великой Культуры будет вашим благородным девизом: вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание.
Непрактично и пагубно все, созданное враждебностью и озлобленностью. Человечество привыкло к знаку Красного Креста. Этот прекрасный символ проник не только в военные времена, но внес во всю жизнь еще одно укрепление понятия человечности. Вот такое же неотложное и нужное от малого до великого и должен дать, подобный Красному Кресту, знак Культуры. Не нужно думать, что возможно помыслить о Культуре когда-то, переваривая пищу вкусного обеда. Нет, именно в голоде и холоде; как тяжело раненным светло горит Знак Красного Креста, так же и голодным телесно и духовно будет светло гореть Знак Культуры. Культура и Мир - самая святая цель человечества!".
Рерих объяснил выбор этого символа в таких терминах:
"Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его по-разному - одни говорят, что это - прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак - на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак.
Разве не различаем его же на символах философских. Он же на изображениях Гессэр-хана и Ригден Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же - на скалах Монголии. Он же на Тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак. Он же и на Буддийских знаменах. Он же - на скалах Монголии.
Вот почему для знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.
Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, - там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских".
Благодаря усилиям Николая Рериха многие люди сплотились в ассоциации за Мир и Культуру, например, в Нью-Йорке, Лондоне, Брюгге, Париже. Они заключили Пакт как инструмент для обнародования этого символа. Идея была следующей: в случае войны музеи и научные учреждения будут защищены этим знаменем и воюющие страны будут воздерживаться от бомбежек или нападений на эти места как наследие всего человечества. Этот договор был представлен дипломатам, правительствам и стал известен как Пакт Рериха.
В то время Европа была слишком разобщена, чтобы чего-то добиться, как и Лига Наций. Но 21 страна Северной и Южной Америки подписали этот Пакт 15 апреля 1935 г. На волне этого вдохновения Корделл Халл внес большой вклад в основание Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО.
В 1954 г. ЮНЕСКО подхватила идею этого Пакта о защите культурных памятников в случае вооруженных конфликтов. К сожалению, из-за невежества этот символ был заменен на герб, столь изощренный и насыщенный средневековыми традициями, что остался неизвестным и, похоже, никогда не употреблялся.
Чтобы укорениться, символам, как и растениям, нужна зима, период молчания и концентрации после посева. Весной же семя прорастает, чтобы полностью распуститься. Зимой на глубочайшем уровне осуществляется контакт с сущностью, который выявляется по-новому. Мы думаем не столько о своем прошлом наследии, сколько о восприятии впечатления, которое в настоящее время оказывает этот символ. Ведь он представляет собой больше, чем простое изображение, больше, чем универсальную эмблему, и надо использовать его полностью.
- Символ из трех точек с незапамятных времен присутствует во многих традициях.
- Николай Рерих представил его еще в 1904 г.
- Символ был представлен как Красный Крест Культуры.
- Согласно Пакту, или дипломатическому договору, символ использовался на флаге, символизировавшем защиту памятников культуры и гуманитарных институтов.
- Истинная сила этого символа протекает через него, воздействуя на сознание.
07.11.2004
Ив Шометт
(Yves Chaumette)
глава французской ассоциации Агни Йоги
Примечания
1. Данный текст перепечатывается из рукописи готовящейся к изданию книги "Мир как действие". Материал предоставлен французской ассоциацией Агни Йоги. Цветные иллюстрации добавлены редакцией нашего сайта. (Примечание от 18.02.05: данная книга доступна на недавно открывшейся русской страничке Французской Ассоциации Агни Йоги по следующему адресу: http://agniyoga.girolle.com/ru/telechargements.htm )
2. Автор имеет в виду Западную Европу. - прим. ред.
3. Гораздо более полное изложение можно найти в книге: Дектер Ж. "Николай Рерих, жизнь и искусство русского мастера". - прим. автора. (Данная книга издавалась только на английском и немецких языках. - прим. ред.)