Тетради Е.И.Рерих хранятся в США в Амхерст-колледже (в русском отделе его библиотеки) и в Российской Федерации в архиве Государственного музея Рерихов (филиал Государственного музея Востока) в Москве. Первые опубликованы в 2008 году на сайте "Библиотека Урусвати"[1] в виде сканкопий оригиналов и затем в течении нескольких лет набраны в печатном виде, а также изданы в полном виде двумя различными издателями − серия "Записи Учения Живой Этики"[2] и серия "Елена Рерих. Листы дневника"[3]. Вторые увидели свет совсем недавно − в 2018 году, и в настоящее время доступны на сайте Государственного музея Рерихов[4] в виде сканкопий оригиналов. Работа по их расшифровке и набору в печатный вид ведётся общественной группой на сайте "Тетради Урусвати".[5] Оба этих архива рассматриваются как одно целое, так как они состоят из оригиналов и копий тетрадей-манускриптов, написанных и переписанных рукой Е.И.Рерих.
Тетради Е.И.Рерих представляют собой от начала до конца запись бесед с Махатмой Мория (далее − Учитель). В редких случаях в начальных тетрадях к этому каналу связи были допущены другие лица из Белого Братства (сотрудники Учителя) и некие развоплощённые духи Тонкого мира (родственники и знакомые Рерихов). Все эти редкие случаи происходили с позволения и под полным контролем Учителя, и в основном во время общих сеансов, в которых принимали участие друзья и соратники Рерихов во время их нахождения в Лондоне, Нью-Йорке и Европе в период с 1920 по 1923 гг.
Отношения Махатмы Мория и Рерихов − это отношения Учителя с учениками, где уровень сознания Учителя на много порядков превышает уровень сознания учеников. Учитель руководил развитием своих учеников − Е.И. и Н.К. Рерихов, следил за развитием их сознания, раскрытием чакр, развитием особенных оккультных способностей и т.д. Рерихи находились в физическом воплощении со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Учитель находился в особенных условиях в гималайском Ашраме Белого Братства, в которых его сознанию были доступны все три плана существования − Огненного, Тонкого и физического миров. Кроме того, Учителю доступны так называемые Свитки Акаши, на которых записаны все события прошлого. Этим обусловлено знание Учителем всех причин и следствий, которые людям недоступны. Кроме того, высшие оккультные способности Учителя, например, такие как знание всех скрытых мыслей любого из воплощенных, делают мудрость Учителя (по сравнению с обыкновенными земными воплощёнными людьми) безграничной. Поэтому Учитель вел по жизни своих учеников (Рерихов), направляя их от одной земной вехи к другой вехе, иногда не объясняя причин такого движения, но прося лишь о доверии и точном исполнении его указов. Этим объясняется большая аллегория и общность высказываний Учителя в начальный период общений Рерихов с Учителем в период с 1920 по 1923 гг. до их прибытия в Индию. К содержанию тетрадей этого периода нужно относиться как к первоначальному зову, когда Учитель не мог открыть своим ученикам всех истин. А то, что Рерихам открывалось Учителем, часто носило неполный, завуалированный характер.
Нужно помнить, что под руководством Учителя у Рерихов происходило постепенное расширение сознания. В этой связи в первоначальных тетрадях могут встречаться некие утверждения Учителя, которые в последующих более поздних тетрадях могли заменяться на другие положения. Это касается прежде всего эзотерических названий некоторых небесных тел, прошлых воплощений Рерихов и членов Белого Братства, их эзотерических имён, личных связей Учителя и Е.И.Рерих в прошлых воплощениях. Это было сделано Учителем (а иногда и самой Е.И.Рерих), с одной стороны, чтобы не выдавать раньше времени сокровенных знаний, а с другой стороны, чтобы не вызвать у Е.И.Рерих потрясений сознания во время прохождения ею огненной перестройки организма. Эти процессы − расширение сознания, раскрытие чакр и разделения тонких тел − тесно взаимосвязаны между собой. Один неверный шаг на этом пути мог привести к огненному возгоранию всех чакр и огненной смерти Е.И.Рерих (такое случалось несколько раз, но Учителю удавалось погасить пожар). Поэтому Учитель вёл Е.И.Рерих по этому пути очень осторожно, лишь постепенно открывая сокровенные истины.
Исходя из вышесказанного следует вывод, что если возникают противоречия между ранними и поздними записями, то верными следует считать более поздние записи. Имеющиеся несоответствия между поздними и ранними записями, или между письмами Е.И.Рерих и её поздними тетрадями, следует рассматривать как процесс постепенного раскрытия истины со стороны Учителя.
Наличие таких моментов породило в среде изучающих творчество Рерихов немало непонимания и размолвок. Дошло до того, что некоторые недобросовестные исследователи-рериховеды заявляют, что некая часть корпуса тетрадей "состоит из первичных замусоренных черновиков", предназначенных якобы "для отсеивания".[6] Такие скороспелые выводы делаются на основе выдернутых из контекста цитат без полного понимания их сути. Ярким примером таких незрелых утверждений служит статья В.Чернявского и Б.Канаева "К изучению Записей Е.И. Рерих (опыт первичного анализа)"[7], в которой говорится следующее:
"Анализ Записей этих лет приводит к выводу о том, что многие из этих записей являлись своего рода ученическими тетрадями в упражнениях в опыте освоения нового способа приема сообщений («…ярые уявлены как упражнения»). Причем, данные упражнения порой требовали простой фиксации приходящих мыслей без осознания и обдумывания смысла, не обращая внимание на стиль и способы выражения. Другими словами, Е.И. Рерих писала все, что приходило на ум - одно за другим, не следя за смыслом[34]. Она писала сообщения без поправок, если была ошибка, то исправления должны были быть сделаны позже[35]. Это было важным условием усвоения нового способа ведения бесед с Учителем, и в поздних рукописях мы неоднократно можем найти такое требование. Закономерно, что часть записанного подлежало изъятию[36], а часть тетрадей с упражнениями – и вовсе должны были быть уничтожены[37]. На данный момент не известна причина, по которой эти изъятия не были сделаны, но факт, видимо в том, что часть ныне опубликованных документов – это тетради с упражнениями, которые подлежали уничтожению. Также предполагалось, что записи пройдут дополнительную обработку[38]".
Разберем подробнее содержание этого абзаца.
1) В.Чернявский и Б.Канаев заявляют, что "многие из этих записей являлись своего рода ученическими тетрадями в упражнениях в опыте освоения нового способа приема сообщений". В качестве доказательства данные авторы ссылаются на три слова: "...ярые оявлены как упражнения". Вот такая вот нехитрая доказательная база в три слова! Что ж, обратимся к полной цитате из записей Е.И.Рерих от 13.06.1952, которая содержит эти три слова (подчеркивания - мои):
"...яро не смущайся, родная, яро тут пиши, эти тетради сожжем, ибо ярые оявлены как упражнения. Яро хочу приучить тебя следовать за Моей Мыслью, но яро не за твоей. Ояви внимание к идущему слову, не смущайся, если оно кажется неподходящим, встанет на место. Нельзя все сразу явить, приходится много раз возвращаться к каждому понятию, чтобы сделать его привычным и понятным, чтобы вполне освоиться с ним. Моя нетерпеливая жена трудно поддается дисциплине выжидания и спокойному вслушиванию, но и это придет".[8]
Это цитата из машинописной тетради, на которую ссылаются авторы. Сейчас нам открыты также беловая и первичная тетради с этим фрагментом. Беловая рукопись этого фрагмента: Тетрадь № 47 (23.08.1952 - 08.12.1952) [112], разворот 52.[9] Первичная запись: Тетрадь № 143 (11.02.1952 - 13.06.1952) [247], страница 120-121.[10] То есть запись этого фрагмента записана Е.И.Рерих сначала в тетради первичной записи, затем переписана в беловую рукопись, а затем ещё и перепечатана на машинке. Раз эта запись переписана Е.И.Рерих три раза, то очень легко понять, что эта запись не является "черновой". То же самое можно сказать и про содержимое всей машинописной тетради, на которую ссылаются В.Чернявский и Б.Канаев. Весь её текст переписан Е.И.Рерих минимум три раза, начиная от первичной записи, затем в беловой рукописи и машинописной тетради. Если бы эти записи, как утверждают В.Чернявский и Б.Канаев, были "своего рода ученическими тетрадями" и которые "должны были быть уничтожены", то Е.И.Рерих не переписывала бы эти записи три раза в разных тетрадях.
Примечательно, что В.Чернявский и Б.Канаев не приводят примеров, какие именно фрагменты записей Е.И.Рерих они считают "мусорными", какие именно тетради они считают "тренировочными". Такой подход далёк от научного и больше похож на пропаганду своих субъективных взглядов, основанных на вырванных из контекста цитат. Проблема этих авторов в том, что они сделали свои скороспелые выводы, основываясь лишь на нескольких тетрадях, опубликованных на момент написания вышеуказанной статьи. Авторы не стали утруждать себя изучением полного архива записей Е.И.Рерих, насчитывающих около трёхсот оригинальных манускриптов. Если быть точнее, то на момент написания своей статьи (лето 2018) В.Чернявский и Б.Канаев имели лишь машинописный текст приводимого ими фрагмента. Рукописные тетради, содержащие эти фрагменты, стали доступны узким специалистам, разбирающимся в сложном почерке Е.И.Рерих, только осенью 2018 года после публикации полного архива Рерихов на сайте ГМР, а широкой публике − лишь после расшифровки их и публикации вначале 2020 года на сайте "Тетради Урусвати". Если бы В.Чернявский и Б.Канаев знали, что весь текст тетрадей Е.И.Рерих, напечатанный на пишущей машинке, имеется в копиях в других рукописях, они вряд ли сделали бы такие выводы. Тут вспоминается русская пословица: "Поспешишь − людей насмешишь".
2) В.Чернявский и Б.Канаев заявляют, что "данные упражнения порой требовали простой фиксации приходящих мыслей без осознания и обдумывания смысла, не обращая внимание на стиль и способы выражения. Другими словами, Е.И. Рерих писала все, что приходило на ум - одно за другим, не следя за смыслом".
Здесь нужно понимать технику ментальной связи между отправителем мыслей (Учитель) и реципиентом (Е.И.Рерих). Учитель требовал, чтобы Е.И.Рерих при ментальном диктанте чётко следовала его мысли, а не своей. Зачем Е.И.Рерих следить за смыслом, если за ним следит Учитель? Но В.Чернявский и Б.Канаев этого не поняли, и сделали ложный вывод, что якобы некие записи Е.И.Рерих носят бессмысленный характер и поэтому подлежат уничтожению: "Закономерно, − ошибочно заключают В.Чернявский и Б.Канаев, − что часть записанного подлежало изъятию, а часть тетрадей с упражнениями – и вовсе должны были быть уничтожены[37]".
Под ссылкой [37] мы находим всё то же предложение из машинописных записей Е.И.Рерих от 13.06.1952 со словами "эти тетради сожжем, ибо ярые оявлены как упражнения".
Во-первых, мы абсолютно не знаем, были ли они сожжены или нет. По всей видимости "да", так как те записи, которые мы имеем сегодня, написаны Е.И.Рерих как минимум в двух экземплярах − первичной и беловой рукописи. Неразумно предполагать, что Е.И.Рерих множила "тренировочные" записи. Многие фрагменты беловых тетрадей переписаны в другие тетради, представляющие собой как тематические сборники, так и просто вторичные копии. Тематические выписки Е.И.Рерих делала по желанию Учителя, а копии своих тетрадей − по своему желанию, так как опасалась, что что-то пропадёт. Кроме того, Учитель часто повторял одни и те же тексты. В таких повторениях мы видим лишь небольшие изменения, которые были вызваны особенностями ментальной связи (пространственные токи, самочувствие Е.И.Рерих и т.д.). Таким способом Учитель оттачивал и тренировал способность Е.И.Рерих принимать его диктанты. Учитель вполне понимал всю ответственность за свои записи перед будущими поколениями, которые он называл как "Священные Записи": "Ярые повторения страстно яро необходимы и нужны и в записях, ибо ярые останутся как священные Записи"[11]. Поэтому очень трудно предположить такую вопиющую небрежность со стороны Е.И.Рерих и Учителя, что они не уничтожили какие-то записи, которые являлись тренировочными, и оставили среди "Священных Записей" тренировочные тетрадки или листки. Такого рода халатность можно предположить лишь среди двуногих, но не у высших иерархов.
Во-вторых, если даже и предположить, что какие-то записи Е.И.Рерих по недогляду и не уничтожила. В этом случае, такие "тренировочные" записи она не переписывала бы в беловую рукопись, а тем более не набирала на пишущей машинке (или не поручала бы этого делать Р.Богдановой, которая иногда помогала Е.И.Рерих в печатных работах). Но почти все тексты, которые уже набраны группой "Тетради Урусвати" (на сегодня их уже 90 из 246)[12], имеют именно характер "чистого", а не "тренировочного" диктанта, так как эти тексты записаны как в первичной, так и беловой рукописи, а некоторые и в машинописи.
В-третьих, если даже предположить, что в записях имеются "тренировочные" тексты, то нельзя предполагать, что эти самые тексты носят какой-то недопустимый характер, например, в виде какой-то лжи, неправды, аморальности, ошибочности или чего-то подобного. Заподозрить Великого Владыку в таких вещах − это значит не понимать того высокого духовного уровня, на котором находится Великий Владыка.
Из вышесказанного следует, что если и были какие-то "тренировочные" тетради, то они до нас не дошли. Это можно легко проверить с помощью функции поиска по сайту "Тетради Урусвати", когда нашей группой будут набраны все тетради. Любой спорный фрагмент текста можно будет проверить, имеется ли он в первичной, беловой или машинописной рукописях.
В-четвёртых, если даже и предположить гипотетически, что записи содержат мысли Е.И.Рерих, то почему мы должны им не доверять и выбрасывать их в корзину как "ментальный мусор", как это предлагает сделать В.Чернявский? Для нас ОБА ИСТОЧНИКА − как Великий Владыка, так и Урусвати, − являются беспрекословными авторитетами, которым мы доверяем на 100 %. Кроме того, в тетрадях Е.И.Рерих часто можно встретить утверждение Учителя, что сознание Е.И.Рерих (космической половинки Учителя) сливается с его сознанием. Поэтому все обвинения Е.И.Рерих в том, что записанные ею мысли подлежат "мусорной корзине" − это стрелы в щит Учителя.
Фактически же Е.И.Рерих при переписке в беловую рукопись почти всегда выделяла все свои мысли красными чернилами. Иногда, правда, в очень редких случаях она этого не делала (или забывала, или красных чернил не было), и писала всё подряд черными чернилами. Но по контексту очень легко выявить такие места. При расшифровке рукописей мы обозначаем их курсивом. Вообще, для опытного глаза, хорошо разбирающегося в субстанции тетрадей, какими, например, являются редактора группы "Тетради Урусвати", нет проблем в различении текста, принадлежащего Е.И.Рерих, от текста, принадлежащего Учителю. Все такие места выделены или самой Е.И.Рерих красными чернилами, или редакторами − курсивом. Главное, что почти весь текст продублирован самой Е.И.Рерих в беловых рукописях, что говорит о его важности и достоверности. Опущены лишь некоторые фрагменты, носящие несущественный приватный характер.
В-пятых, если никто (ни Е.И.Рерих, ни Учитель) не контролировал, что записывает Е.И.Рерих, как это утверждают В.Чернявский и Б.Канаев, то ментальный диктант просто не складывался бы в стройное изложение: "...родная, − говорит Учитель Е.И.Рерих, − без Моей мысли слова тут не будут слагаться в стройное изложение, потому ояви полное доверие в Мои посылаемые тебе мысли. Яро Сам стараюсь избежать неточности и пропусков".[13] Учитель всегда контролировал, что и как (!) записывала Е.И.Рерих и часто просил её быть аккуратной в записях, не сокращать слова и писать разборчивым почерком. Можно привести много цитат в доказательство этого. Вот, например, одна из таких:
"Родная, яви терпение, уяви свою волю оявиться на уловлении Слова неслышимого, встающего в твоем мозгу. Яро уяви Мне радость видеть тебя каждый день на таком упражнении. Но яро прошу − не торопись, не торопись и пиши четко. Явление недописанных слов должно быть отставлено. Нужно отвыкнуть от всякой небрежности в записях, родная. Яви Мне радость. Яви Мне новую лучшую работу. Яро оявись на терпении. Яви Мне доверие и ничем не смущайся − все сказанное исполнится, все оявится на лучшем Мне уявлении, родная. Яви Мне устремление ярое − оявиться на яро лучшем собирании Моих Слов и оявленных тебе знаний и сведений нужных. Яро оявись со Мною в полном объединении своего сознания с Моим. Яро хочу оявить тебе способ самый лучший, самый скорый и сокращающий время и работу по списыванию".[14]
Учитель всегда поправлял Е.И.Рерих, если видел неточности в её записях (подчёркивания - мои): "Яро не хочу лишать тебя М[аятника], − говорит Учитель Е.И.Рерих, − но лишь хочу облегчить тебе ярое страстное писание. Столько времени тратишь на переписывании Моих слов. Яро, родная, можешь беседовать через М[аятник], но яро Я Сам предпочитаю непосредственную передачу Моих мыслей, родная. Яро попробуй яро тут беседовать со Мною двумя способами − утром яро через М[аятник] и вечером на сон грядущий оявись, родная, на диктанте. Яви яро прислушивание к идущему слову и не думай ни о чем другом, как об идущем слове. Сам поправлю, если ярая не уловит, и вслушивайся, родная, спокойно".[15]
И ещё одна характерная фраза Учителя по этому поводу (подчёркивания - мои): "Яро яви доверие. Яро могу прекратить диктант, если найду что-то неверное, и яро тут вредное в твоем изложении. Некоторые неточности, не меняющие смысла, но лишь стиль изложения, не страшны. Но яви больше свободы своему уху, родная, и яро оявишься ещё легче на яром тебе страстно красивом изложении. Сам Я люблю красивую речь и яро тут хотел бы уявить её тебе в полной тут ясности и красоте. Ярая должна оявиться на доверии полном и на страстной любви ко Мне и всё придёт".[16]
И ещё (подчёркивания - мои): "Урусвати яро улавливает Мою мысль и выражает ее привычными выражениями. Но и оправа мысли Моя, ибо истинно, Я создатель твоего сознания, и Моя мысль сотрудничает с твоим новым сознанием. Истинно, Моя Мысль оявляется в твоем сознании. Моя мысль, конечно, сильнее твоей и яро могу всегда исправить, если Моя мысль оявлена будет тобою на неточности ее смысла".[17]
Сама Е.И.Рерих ровно о том же писала своим корреспондентам в 1938 году на аналогичные обвинения, что мол её записи могут содержать ошибки (подчёркивания - мои): "Тех же, кто заботится, не вкрались ли искажения в Учение, можно спросить – неужели же у них не являлась мысль, что Учителю так же легко указать на ту или иную вкравшуюся ошибку, как и дать следующую страницу?! Ведь ритм Учения продолжает нарастать. К сожалению, ошибки печатника и переписчика неизбежны. Но, как Вы знаете, они были исправляемы. Я не знаю ни одной книги, которая не имела бы опечаток, особенно в наше время утраты качества во всем".
Этих цитат вполне достаточно, чтобы читатель понял главную мысль: все записи Е.И.Рерих контролировал Учитель и в них нет смысловых ошибок, но лишь недосказанности, обусловленные постепенным открытием сокровенных истин.
Е.И.Рерих за время своей жизни совершила путь полного Архата, которым она стала под конец жизни. Её организм прошёл огненную перестройку от искалеченного материнскими ядами ребёнка до уровня человека, который на нашей планете будет существовать только вначале седьмой коренной расы (сейчас наше человечество находится в конце пятой коренной расы, на пороге шестой), что наступит через многие-многие миллионы лет, в течении которых людям предстоит инкарнироваться бесчисленное количество раз, чтобы достичь того уровня, которого достигла Е.И.Рерих к концу своей жизни в 1955 году. Чтобы облегчить этот путь, Е.И.Рерих оставила человечеству записи своего огненного опыта в своих тетрадях. Дальнейший путь в шестую расу будет открыт далеко не всем из представителей нашей пятой, арийской расы. Поэтому не удивительно, что современные последователи не в состоянии понять многих истин, изложенных в тетрадях Е.И.Рерих, рассчитанных на людей шестой расы, отличающейся более высоким уровнем духоразумения, чем нынешняя раса. Непонимание и незнание не есть порок, когда они воспринимаются ищущим духом как предпосылки для дальнейшего познания. Неведение становится пороком и причиной горестей и бед, если некий дух, преткнувшийся о порог не понятой им истины, объявляет эту истину "мусором" и "упражнениями, которые подлежали уничтожению", как это сделали В.Чернявский и Б.Канаев. Не трудно предвидеть, что сторонники этой "мусорной" лже-теории со временем сами отправятся в мусорную корзину истории, а Священные Записи бесед Урусвати с Учителем будут ярко светить людям, смело шагающим по пути духовной эволюции.
А.Люфт,
создатель и руководитель общественной группы
по работе над манускриптами Е.И.Рерих "ТЕТРАДИ УРУСВАТИ".
26.04.2020
[2] См. http://lebendige-ethik.net/index.php/rerikhovedenie/142-novaya-seriya-knig-iz-25-t-e-i-rerikh-zapisi-ucheniya-zhivoj-etiki
[4] См. Архив Рерихов − 02-1. Е.И.Рерих - архивные материалы: http://roerichsmuseum.ru/index.php/museum/arkhiv/203-arkhivnye-materialy-e-i-rerikh
[6] См. форумное сообщение В.Чернявского от 16.06.2018: http://forum.roerich.info/showpost.php?p=645112&postcount=416
[7] Чернявский В., Канаев Б. К изучению Записей Е.И. Рерих (опыт первичного анализа) // Дельфис, № 95 (3/2018), с. 23–31. Публикация в интернете: http://forum.roerich.info/showthread.php?t=21176
[8] Тетрадь № 10м (10.11.1951 - 02.03.1953) [119], страница 52: http://urusvati.group/viewtopic.php?p=2389#p2389
[11] Тетрадь № 2м (1939 - 1952) [139], страница 202: http://urusvati.group/viewtopic.php?p=6181#p6181
[12] С полным списком тетрадей можно ознакомится по следующему адресу: http://urusvati.group/viewtopic.php?f=99&t=185
[13] Тетрадь № 47 (23.08.1952 - 08.12.1952) [112], разворот 18: http://urusvati.group/viewtopic.php?p=16521#p16521
[14] Тетрадь № 10м (10.11.1951 - 02.03.1953) [119], страница 148: http://urusvati.group/viewtopic.php?p=2531#p2531
[15] Тетрадь № 47 (23.08.1952 - 08.12.1952) [112], разворот 32: http://urusvati.group/viewtopic.php?p=16535#p16535
[16] Тетрадь № 12м («Центры», 1953 - 1954) [121], страница 16: http://urusvati.group/viewtopic.php?p=2591#p2591
[17] Тетрадь № 45 (03.01.1952 - 27.04.1952) [110], разворот 52: http://urusvati.group/viewtopic.php?p=16780#p16780