Недавно в видеотеке нашего сайта впервые в интернете был опубликован документальный фильм "Члены Правления СФР, Л.В.Шапошникова, М.Н.Егорова и С.Ю.Житенёв, рассказывают о работе СФР (1990 г.)",[1] в котором Л.В.Шапошникова перед телекамерой в присутствии М.Н.Егоровой и С.Ю.Житенёва говорит такие слова (с 4:55 по 5:30 минуту видеозаписи):
"Вторая часть нашего наследия состоит из архива Рерихов. Я не буду уже говорить о том, что в этом архиве огромное количество документов, рукописей, которые никогда не публиковались. Это сложный, большой архив, который будет требовать научного описания. Но со временем к этому архиву, конечно, получат доступ все, которые интересуются Рерихом, которые хотят работать над первоисточниками и которые хотели бы продолжать всё, что связанно с именем Рериха".
Напомним читателю, что рериховское наследие было передано С.Н.Рерихом представителям Советского Фонда Рерихов (далее − СФР), Л.В.Шапошниковой и С.Ю.Житенёву,[2] которые три месяца находились в Бангалоре и отбирали рериховские картины, вещи, архивы для переправки их в СССР, что и состоялось 7 мая 1990 года, когда в Москву прибыл спецрейс из Индии с пятью тоннами ценного груза. Передача наследия была нотариально оформлена в Бангалоре 19 марта 1990 года и через три дня, 22 марта, завизирована генеральным консульством СССР в Мадрасе. К нотариальному договору прилагались приложения, в которых перечислялись картины, архивы, книги, передаваемые С.Н.Рерихом для СФР. Это пакет документов получил название "Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве" и он доступен в библиотеке нашего сайта.[3]
Слова Л.В.Шапошниковой о том, что "со временем к этому архиву, конечно, получат доступ все, которые интересуются Рерихом" были сказаны вполне в духе соглашений между С.Н.Рерихом и СФР, что закреплено в его Уставе.[4] Эти архивные материалы, согласно п.2 Устава СФР, переданы С.Н.Рерихом всему советскому народу для "собрания, изучения и популяризации художественного, научного и философского наследия семьи Рерихов и издание литературы и материалов о Рерихах, трудов семьи Рерихов" (п.6 Устава СФР). Таким образом, архивные материалы (в том числе и тетради-манускрипты Е.И.Рерих), переданные С.Н.Рерихом СФР для всего народа СССР (т.е. для народа РФ), предназначены для широкого издания и открытого изучения трудов семьи Рерихов.
Эту же позицию в отношении открытого изучения и полной публикации записей бесед Е.И.Рерих с Учителем Л.В.Шапошникова высказала в 1995 году в своём интервью журналу "Мир Огненный", в котором она говорила, что все записи Е.И.Рерих будут опубликованы (подчёркивания мои − А.Л.):
"[Л.В.Шапошникова:] ... я все же надеюсь, что когда-нибудь наступит время, когда я смогу поработать серьезно в нашем архиве.
[Корреспондент:] В связи с этим хотелось бы спросить о планах МЦР относительно публикации материалов, аналогичных книге «У порога Нового Мира».
[Л.В.Шапошникова:] Сейчас архивисты работают над дальнейшей подборкой бесед Учителя с Еленой Ивановной. Когда-то мы разговаривали со Святославом Николаевичем Рерихом в Бангалоре об архиве Елены Ивановны. И он сказал, что ее архив может «напитать целую эпоху».[5] Теперь, когда описание архива подходит к концу, я понимаю, как был прав Святослав Николаевич.
[Корреспондент:] Имеются в виду книги Учения?
[Л.В.Шапошникова:] Имеются в виду материалы Учения. Ведь Елена Ивановна делала огромную работу, когда готовила их к изданию. Она успела сделать 14 книг. Если мы посмотрим некоторые ее записные книжки, то трудности станут нам ясны. Информация шла от Учителей к ней не только в словах, но и в мыслеобразах. Поэтому фразы чередуются с рисунками. Ей приходилось все это расшифровывать и делать доступным для других. Со временем все эти материалы будут опубликованы".[6]
Под "материалами Учения" и "записными книжками" Л.В.Шапошникова имела ввиду тетради-манускрипты Е.И.Рерих, которые входили в Фамильный фонд семьи Рерихов (фонд №1) отдела рукописей МЦР, перечисленных в описи 1-2 этого фонда под номерами 141-332а с общим количеством 201 (двести одна) единиц хранения.[7] Все эти тетради попали в МЦР от СФР, о чём свидетельствует "Перечень МЦР записей (дневников) Е.И.Рерих 1920-1955 гг., переданных С.Н.Рерихом СФР в 1990 г".
Отвечая на вопрос корреспондента журнала "Мир Огненный" о книге "У порога Нового Мира", что "архивисты работают над дальнейшей подборкой бесед Учителя с Еленой Ивановной", Л.В.Шапошникова подразумевала подготовку расширенного издания этой книги силами Н.Г.Михайловой и Т.Книжник, под редакцией которых в 2000 году МЦР издал сборник "У порога Нового Мира" с новыми тремя главами "Страницы дневника Е.И.Рерих", "Космологические записи..." и "Изучение свойств человека".[8] Все эти главы от начала до конца содержат тексты тетрадей-манускриптов Е.И.Рерих.
В своём выступлении в МЦР на торжественном вечере в День Учителя 24 марта 2000 года Л.В.Шапошникова анонсировала выход этого расширенного издания сборника «У порога Нового Мира» следующими словами (подчеркивания мои − А.Л.): "Чем больше проходит времени, чем глубже мы входим в материал, который был передан нашему Музею, тем больше видим самых разных работ Елены Ивановны. Сейчас готовится к печати вторая часть книги «У порога Нового Мира». В ней можно будет увидеть интересные записи Елены Ивановны, её беседы с Учителем. Их очень много и мы пока публикуем только их часть. Со временем, надеюсь, будет опубликовано и всё остальное". (Источник: журнал "Новая Эпоха", № 1 (24), 2000 г.) Как видно из этих слов Л.В.Шапошниковой, сказанных ею в 2000 году, о каких-то ограничениях по срокам издания записей бесед Е.И.Рерих с Учителем речи не шло.
После того как издательство "Сфера" (при поддержки Нью-Йоркского музея Рериха) в 2002 году выпустила свою версию "компилятивной подборки извлечений" (© Д.Н.Попов)[9] из тетрадей Е.И.Рерих (2 тома "Высокий Путь" и 1 том "Откровение"), то Л.В.Шапошникова развернула войну против этого издательства, в ходе которой в 2005 году она написала статью "Предатели", где есть такие слова: "Оригиналы этих дневников, были переданы в 1990 г. Святославом Николаевичем Рерихом в Международный Центр Рерихов вместе с остальным наследием Е.И. и Н.К. Рерихов. Тогда же он и дал инструкции, как поступить с дневниками".[10] Инструкций этих, правда, до сегодняшнего дня так никто и не видел. А напротив, есть масса доказательств того, что С.Н.Рерих выступал за опубликование неизданных рукописей Е.И.Рерих.[11] Спустя 15 лет после своего вышеприведённого выступления перед камерами в СФР вместе с С.Ю.Житенёвым и М.Н.Егоровой, Л.В.Шапошникова вдруг придумала какие-то инструкции, полученные ею от С.Н.Рериха в 1990 году. Налицо явный подлог, который говорит о желании Л.В.Шапошниковой подмять под себя все архивы СФР, чтобы с их помощью укрепить свои властные амбиции в Рериховском Движении. Именно этот мотив стал главным двигателем всей истории МЦР от 1990 года − года основания МЦР, и вплоть до 2017 года − года изгнания МЦР из усадьбы Лопухиных. Проследим эту трагическую метаморфозу.
В сентябре 1991 года Л.В.Шапошникова с нарушением законодательства закрывает СФР и на его месте создаёт[12] Международный Центр Рерихов (далее − МЦР), предварительно изгнав из него доверенных лиц С.Н.Рериха − Р.Б.Рыбакова[13] и С.Ю.Житенёва, что получило отражение в документах Ревизионной комиссии СФР,[14] об истории которых недавно нашей редакции рассказала сама А.Юферова.[15]
С тех пор доступ в архив МЦР для рериховской общественности стал закрыт. А тех, кто с таким положением дел не согласился, назвали "псевдорериховцами", не следующих воле доверенной иерархии в лице Л.В.Шапошниковой, которая окрестила себя "Держательницей Ключа от врат во Вселенную Мастера".[16] Примеров тому много, но назовём один из свежих за последние годы.
С 1 феврали по 6 марта 2014 года 30 участников Общественного Объединения «Живая Этика» провели интернет-конференцию «Судьба идей и наследия Рерихов», в ходе которой было представлено 44 доклада.[17] По итогам конференции была принята резолюция, в которой они выразили своё несогласие с узурпацией рериховского наследия со стороны МЦР:
"А та часть наследия, − говорится в резолюции, − что была передана С.Н. Рерихом в дар советскому народу, оказалась отчужденной в собственность ограниченного круга лиц, манипулирующих сознанием любителей творчества Рерихов и прикрывающих свои корыстные цели формальной вывеской общественной организации «Международный Центр Рерихов». Эта псевдообщественная организация путем подлога и противоправных действий завладела бесценным общенародным культурным достоянием и использует его для самоутверждения своих лидеров, в числе которых находится владелец бывшего Мастер-банка, недавно лишенного лицензии за незаконную деятельность и обналичивание криминальных денег. Деятельность МЦР уже давно приобрела сектантские черты не только массовым вовлечением в культ личности своего «иерарха» Л.В.Шапошниковой неискушенных последователей Рерихов, но и созданием коррупционной сети во властных структурах, а также подкупом судов для достижения своих противоправных целей".[18]
Реакция сторонников МЦР на эту конференцию была остро-негативной.[19] Приведём типичное мнение сторонников МЦР, выраженное Т.В.Житковой в её статье "Добыча казалось легкой...":
"Совершенно очевидно, что ни те, кто стоял у истоков противостояния с МЦР, ни те, кто сегодня с пеной у рта требует национализации наследия Рерихов, хранящегося в общественном музее МЦР, не отдают себе отчета в том, против кого и против чего, собственно, они все так отчаянно борются, и какую ответственность понесут за мысли и действия, способствующие тому, о чем сказано в эпиграфе к этой статье.
Не секрет, что главным объектом вожделения противников МЦР и его музея является хранящийся там богатейший архив Е.И. и Н.К. Рерихов, и особенно оригиналы сокровенных дневников Елены Ивановны Рерих, что явилось одним из факторов для новой войны, подло развязанной псевдорериховцами против общественного музея в один из тяжелейших моментов его существования. Следует отметить, что даже те общества в рериховском пространстве, которые не особенно любили МЦР, подписали обращение к президенту Российской Федерации в его защиту. Но самая оголтелая, самая радикальная часть движения успокоиться никак не может.
Страсти разгорелись под стать майдану украинскому (они практически совпадали по времени): захватить, передать, судить, уничтожить. Майдан этот бушевал в интернете, на виртуальной конференции «Судьба идей и наследия Рерихов». Мало кому известные люди решили, что они имеют право решать судьбу уникального наследия Рерихов".[20]
Среди "мало известных людей" оказался и широко известный в Рериховском Движении Владимир Бендюрин, создатель популярного ресурса "Рериховская энциклопедия",[21] на котором собран и выверен рассеянный по сотням изданий историко-хронологический материал по рериховской тематике. Жемчужиной "Рериховской энциклопедии" В.Бендюрина являются "Толковый словарь понятий и имен, упоминаемых в Учении Живой Этики" и "Сведения о лицах, связанных с Рерихами, и о рериховских учреждениях". В составлении своей "Рериховской энциклопедии" В.Бендюрин активно использует данные, полученные из дневников Е.И.Рерих. (Кстати, В.Бендюрин входил в самую первую группу при "Библиотеке Урусвати" по набору дневников Е.И.Рерих в печатную форму.)[22] По понятным причинам как исследователь творчества Рерихов, В.Бендюрин, участник вышеупомянутой интернет-конференции, выступил на ней с докладом за открытие доступа в архивы, переданные С.Н.Рерихов в СФР. Доклад В.Бендюрина назвался "Бездуховное и обремененное вредной психологией РД не имеет будущего". В нём он жёстко выразил свою позицию по поводу ограниченного доступа к архивным материалам, удерживаемых МЦР:
"Мнящий себя имеющим право на монопольное владение наследием Рерихов, − пишет В.Бендюрин 3 февраля 2014 года, − закрывающий доступ к архиву всему человечеству (а именно таков сейчас МЦР), непригоден в качестве распорядителя наследием. <...> Оптимальным решением видится открытие доступа в архив МЦР и публикация архива в кратчайшие сроки (на выкладывание на сайте сканкопий денег нужно очень мало), пока духовное наследие еще не уничтожено той или другой стороной [РПЦ или спецслужб − прим. А.Л.]. Простейший способ добиться этого в нынешней ситуации − обязать МЦР. Либо МЦР сделает это добровольно и быстро, либо "по объективному закону природы" будут задействованы принудительные меры, причем для простоты решения вопросов предпочтительно не частичное отчуждение имущества, а полная ликвидация организации, в настоящее время показывающей себя неисправимой. Кто не хочет улучшить обращение с наследием, тот им не владеет. Стала актуальна защита рериховского наследия от МЦР. В любом случае смены собственника С САМОГО НАЧАЛА, БЕЗУСЛОВНО архивом должно распоряжаться рериховское сообщество, не состоящее в сети МЦР (точнее, всё, включая бывших владельцев, на общих правах)".
Вышеупомянутая Т.В.Житкова ответила В.Бендюрину от лица МЦР следующими фразами: "Как вам это нравится? И кто такой Бендюрин, чтобы требовать у общественной организации, для которой он ничего не сделал, открыть архив, а тем более призывать эту организацию ликвидировать? Но тем не менее эти совершенно бредовые идеи легли в основу резолюции вышеупомянутой интернет-конференции. <...>
Наследие хранит не «ограниченный круг лиц», а сотрудники МЦР, профессионалы высокого уровня, которым доверяет рериховское сообщество, причастное и к созданию музея, и к его финансированию, и к любой другой поддержке в осуществлении его деятельности и намеченных программ. Многие никак не могут понять, что общественный способ хранения не есть доступ всех ко всему. <...> Возвращаясь к теме архивов, хочется сказать, что отдел рукописей МЦР имеет полное право ограничивать доступ к тем документам, к которым считает нужным, в полном соответствии с распоряжениями и Е.И.Рерих, и С.Н.Рериха".[23]
Само время рассудило кто прав в этом споре, а кто нет. Прошло всего-то три с небольшим года после доклада В.Бендюрина и его слова оказались пророческими − МЦР удалён от управления рериховским наследием, имеет многомиллионную задолженность перед налоговой инспекцией и стоит на гране ликвидации. Не является ли причиной такой тяжкой судьбы желание МЦР закрыть доступ общественности к изучению записей Е.И.Рерих? Не кажется ли этот вопрос риторическим? Кто так не считает, тот может и дальше запрещать публикацию дневников Е.И.Рерих, испытывая свою карму. Только не нужно потом жаловаться, если она окажется такой же горькой как и судьба МЦР.
А.Люфт
12 марта 2017 года (с добавлениями 4.04.2021.)
[1] См. Члены Правления СФР, Л.В.Шапошникова, М.Н.Егорова и С.Ю.Житенёв, рассказывают о работе СФР (1990 г.): http://lebendige-ethik.net/index.php/video/video/sfr_1990
[2] См. Интервью с С.Ю. Житенёвым, зам. председателя Правления Советского Фонда Рерихов: http://lebendige-ethik.net/index.php/video/video/zhitenev
[3] См. Документ "Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве" от 19 марта 1990: http://lebendige-ethik.net/index.php/biblioteka/docum-sfr/221-s-n-roerich-19-03-1990
[4] См. Учредительные документы Советского Фонда Рерихов: http://lebendige-ethik.net/index.php/biblioteka/docum-sfr/34-uchreditelnye-dokumenty-sovetskogo-fonda-rerikhov
[5] Прим. А.Л.: вообще-то эти слова процитированы Л.В.Шапошниковой из письма С.Н.Рериха П.Ф.Беликову от 1 апреля 1962 г. См. Стенограмма аудио-записи выступления С.Н.Рериха по поводу публикации тетрадей Е.И.Рерих (Цитаты из писем С.Н.Рериха): http://lebendige-ethik.net/index.php/rerikhovedenie/518-s-n-roerich-dnevniki
[6] Журнал НОВАЯ ЭПОХА (Мир Огненный) №3(8) 1995 год, Беседа с Людмилой Васильевной Шапошниковой: http://www.newepoch.ru/journals/8/beseda_shaposh.html
[7] См. Опись 1-2 фонда 1 ОР МЦР с перечнем тетрадей-манускриптов Е.И.Рерих: http://lebendige-ethik.net/index.php/biblioteka/docum-icr/547-opis-1-2
[8] См. сборник «У порога Нового Мира» (МЦР, 2000): http://www.templeofthepeople.ru/ftpgetfile.php?id=73
[9] См. ПЕРЕПИСКА ИЗДАТЕЛЬСТВА "СФЕРА" С МЦР, Д.Н.Попов - В.Б.Моргачеву: http://agni3.narod.ru/Perepiska.htm
[10] Л.В.Шапошникова, "Предатели" (сборник "Защитим имя и наследие Рерихов ", т.3, М.: МЦР, 2005): http://www.roerichs.com/Publications/Sfera/Answer.htm
[11] См. Стенограмма аудио-записи выступления С.Н.Рериха по поводу публикации тетрадей Е.И.Рерих: http://lebendige-ethik.net/index.php/rerikhovedenie/518-s-n-roerich-dnevniki
[12] См. Наталья Тоотс об истории создания МЦР: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/216-natalya-toots-ob-istorii-sozdaniya-mtsr
[13] См. Стенограмма видео-интервью с Р.Б. Рыбаковым о передаче рериховского наследия в СССР (видео): http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/339-rybakov-stenogr
[14] "В связи с создавшейся в СФР обстановкой были вынуждены уйти из руководства Фонда доверенные лица - зам. председателя Правления СФР С.Ю. Житенев и зам. председателя Правления Р.Б. Рыбаков." См. Постановление Ревизионной комиссии СФР по результатам проверок деятельности СФР за период с X 1989 г. по II 1991 года: http://lebendige-ethik.net/index.php/biblioteka/docum-sfr/333-rk-sfr-15-05-1991
[15] См. Интервью с А.Юферовой, искусствоведом и председателем ревизионной комиссии СФР: http://lebendige-ethik.net/index.php/component/allvideoshare/video/juferova
[16] См. Собрание цитат о Л.В.Шапошниковой как о фокусе, иерархе...: http://forum.lebendige-ethik.net/viewtopic.php?t=1484
[17] См. Конференция «Судьба идей и наследия Рерихов», доклады: http://www.zovnet.ru/union/dok.htm
[18] См. Резолюция конференции: «Судьба идей и наследия Рерихов»: http://zovnet.ru/union/forum/viewtopic.php?f=10&t=101
[19] См. сайт МСРО, Об интернет-конференции «Судьба идей и наследия Рерихов» и попытках создания альтернативного рериховского движения: http://www.roerichs.com/glavnaya/nasledie-rerihov/movement-alternate/
[20] Т.В.Житкова, "Добыча казалось легкой...", сборник "Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 7. Стр. 92.
[21] См. Рериховская энциклопедия: http://roerich-encyclopedia.facets.ru
[22] См. Дневники Е.И.Рерих для библ. «Урусвати»: http://forum.lebendige-ethik.net/viewtopic.php?t=659
[23] Т.В.Житкова, "Добыча казалось легкой...", сборник "Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 7. Стр. 93-96.