Речь пойдёт о небоскребе, когда-то полностью посвященного одному художнику - Николаю Рериху. В Северной Америке, в специфическом Нью-Йорке, так или иначе, но хранится огонь Агни, пламя Живой Этики. Свобода, красота, искусство и универсальная культура представлены в статуе Свободы.

Но никто не знает, что в здании Мастер Билдинг (Master Building) этот огонь служения принял очень специальную форму. Чтобы узнать больше, мы связались с Милдред Спейзер (Mildred Speiser), которая является одновременно историком этого здания и квартиросъёмщиком. Она рассказала нам ряд интересных вещей. Пять лет назад они праздновали 75-ю годовщину Мастер Билдинга. На праздновании были люди, которые в своё время посещали рериховские Академию Объединенных Искусств и Институт Рериха. И теперь, на 80-ю годовщину Мастер Билдинга, госпожа Милдред посвящает нас в ряд историй, связанных с этим домом. При этом также присутствуют писательница Рат Драйер, Дора, Петри и Иниго.

Это здание, - говорит Милдред, - имеет 27 этажей. Сначала оно было мечтой, но потом воплотилось в действительность. Это здание было построено на участке, на котором стоял маленький домик. В нём выставлялись картины Николая Рериха. Владельцем этого маленького здания был Луис Хорш (Louis Horch), который решил построить на этом месте небоскрёб. Новое здание было построено с стиле декоративного искусства - арт деко. Это здание должно было стать музеем одного художника - Николая Рериха, превращаясь в то время в первый музей мира, посвященного живущему художнику. Именно поэтому здание называют "Мастер". И мемориальная доска с символом мира и культуры, выполненная из черного мрамора и помещенная на угол Мастер Билдинга,

Это было первое здание в Нью-Йорке с угловыми окнами, что позволяло жильцам этого дома иметь панорамный вид наружу, на реку, а также иметь много света внутри в интерьере основных комнат. Первые три этажа здания заполнил музей Рериха, составленный из картин и коллекции предметов археологии и народного искусства, собранных Рерихами в 1925-1928 гг. во время экспедиции по Средней Азии.

Для общественности, которая приезжала в музей, имелась столовая с умеренными ценами в меню. В ней могли питаться также и квартиросъёмщики с верхних этажей здания. В других двух этажах размещался маленький театр, школа архитектуры, отделы декорации, живописи, скульптуры, музыки и балета. На других этажах имелись номера гостиницы Резиденция Центра Культуры (Cultural Center Residence Hotel), работающей при Институте Рериха. В ней останавливались приезжие люди, которые принимали участие в мероприятиях Музея Рериха. Для официальных друзей Музея Рериха номера гостиницы предоставлялись бесплатно. Окращенное изнутри бело-фиолетовым цветом, и соединяя в себе деловые и частные помещения, здание Мастер Билдинга становилось первой общиной современного мира на уровне реального Ашрама, цель которого состояла в поощрении искусств, красоты и мира.

Луис Хорш, непосредственный создатель Мастер Билдинга, перенес последствия краха фондовой биржи. В 1936 году все было сложно. Вскоре началась Вторая Мировая война.

Чинтамани, Сокровище Мира, Черный Камень, который прибыл из космической области созвездия Орион. "Я приношу чашу, внутри есть сокровище: подарок Ориона". Короли и императоры из Китая знали это хорошо: Тамерлан, Саладин, Акбар из Индии и царь Саломон. Все они получили его магнитный импульс, его эволюционный импульс и невидимые лучи, которые вели и создавали цивилизации. Этот Камень - мудрый водитель. Этот Камень приходит и уходит, никого не спрашивая. Этот Камень защищает чистые сердца и сулит горе недобрым. Этот Камень - Lapis Exillis Dicitur Origo Mundi (камень блуждающий есть начало мира).

Николай Рерих и его семья были последними, которые получили этот Камень. Позже Камень возвратился в свою цитадель - в Гималаи. И здесь это было преобразовано в Знамя Мира и Культуры Николая Рериха, и прежде всего в нью-йоркском Мастер Билдинге - в сообщество художников, учителей и студентов с общим идеалами красоты, главенства духа и мира.

Необходимо рассказать об одной особенности этого здания, находящейся на крыше. Там располагается некое творение из металла в форме горы. Под этой горкой есть маленькое помещение, откуда можно подняться на крышу по маленькой лестнице. На крыше есть небольшая площадка, с которой открывается грандиозная панорама города, и в особенности большой реки. Вскоре я узнал тайну этого места. По словам самых близких учеников Рериха, он приходил сюда, чтобы размышлять и вступить в связь с Учителем. Как опытный лозоискатель я чувствовал энергию, восходящую снизу здания от мемориальной доски, помещенной на углу первого этажа, до террасы на крыше, подобно тому, как газы шампанского вырываются из откупоренной бутылки. Это должно быть происходит потому, что в фундаменте здания есть капсула с важными предметами, которые были принесены сюда из азиатской экспедиции Рерихов.

Как молниеотвод привлекает молнию, так это место привлекает что-то очень тонкое. Одна из картин Рериха, нарисованная несколько лет спустя после строительства здания, называется "Будда дающий". Чтобы подойти к Учителю, было необходимо подняться на несколько маленьких и узких ступенек. Здесь так же. С вершины горы, очень вертикальной, по отвесным ступеням, спускался Учитель Будда, и Он предлагал свою чашу паломнику, который подходил к Нему. Я чувствовал точно то же самое наверху Мастер Билдинга. Поэтому мы стояли в тишине…

Эта особенность или какие-то другие вещи являются причиной, но одно ясно, что в здании Мастер Билдинга имеется экстраординарная жизненная энергия. Если вы пройдёте около реки по красивому парку к этому зданию и сядете возле него, то вы почувствуете благотворное влияние Мастер Билдинга.

Из Музея "Знамя Мира Николая Рериха" в Испании с наилучшими пожеланиями для всех.

Благодарность:
Милдред Спейзер
Рат Драйер
Дора, Петри и Иниго
Даниилу Энтину
Нью-Йоркскому Музею Рериха
Зданию Мастера

11.06.2010.
Леонардо О. Амараль,
Музей Рериха, Испания.
www.shambala-roerich.com