От редакции сайта "Живая Этика в мире"
Десятого мая 2017 года в группе «Агни Йога и Рерихи» на фейсбуке был налажен прямой диалог членов этой группы, насчитывающей почти три с половиной тысячи участников, с директором Государственного музея Рерихов, Тиграном Мкртычевым. Из данного многоуровневого диалога мы выбрали только ответы Т.Мкртычева и соответствующие им вопросы, которые представляем читателям нашего сайта ниже. С комментариями других участников этой группы можно ознакомится, пройдя по этой ссылке.
* * *
Наталья Смирнова, 10 мая в 18:57
Тигран, скажите, пожалуйста, будет ли новый государственный музей Рериха заниматься популяризацией учения Живой Этики и работой с Рериховскими организациями? Основная задача − объединить в одно целое расколовшееся Рериховское движение. Планируется ли что-то подобное?
Тигран Мкртычев, 11 мая в 6:05
Уважаемая Наталья! Прежде всего, хочу поблагодарить создателей этой группы за возможность установления прямого разговора с людьми, неравнодушными к наследию Рерихов.
Государственный музей Рерихов не предполагает заниматься популяризацией Живой Этики. У нас будет очень маленький штат, направленный на хранение и экспозиционно-выставочную работу. Однако мы планируем тесное взаимодействие с рериховской общественностью. Мы предлагаем площадку для изучения Учения, и дадим возможность исследователям работать с архивами и произведениями Рерихов. Более того, мы предлагаем тезис для работы − "Вернуться к Рериху". То есть мы хотим предложить исследователям отказаться от интерпретаций Живой Этики, которые предлагали деятели МЦР, и изучать не труды Л.В. Шапошниковой, а Н.К. Рериха и Е.И. Рерих.
Наталья Смирнова, 10 мая в 19:07
Еще вопрос. В интернете появилось видео с предложением юриста Е. Емельянова о передаче наследия в Индию. Стало известно, что Е. Емельянов не имеет отношения к МЦР. Также появилась информация, что он является юристом музея Востока. Что Вы думаете о данном предложении? Какова судьба наследия Рериха?
Тигран Мкртычев, 11 мая в 6:17
Вопрос о Емельянове. Выступление Евгения Емельянова по поводу возможной передачи наследия Рерихов в Индию мне сложно комментировать. Прежде всего, потому что Рерих − русский художник не по национальности, а по культурной принадлежности. И во всем мире он представляет русскую культуру. Он является той уникальной личностью, творчество которого связывает Россию с другими частями света. Это не значит, что невозможны коллекции или музеи Рериха за пределами России, и Музей Николая Рериха в Нью-Йорке яркий тому пример. Это значит, что в любой части света Рерих будет русским художником. Индия располагает своими коллекциями членов семьи Рерихов и она никогда не высказывала никаких претензий по поводу волеизъявления Святослава Рериха создать музей творчества отца в России.
Поэтому разговоры о некой возможности передачи наследия в Индию преследуют только один цель − не допустить создания государственного музея Рерихов. Однако, это уже свершавшийся факт и теперь предстоит большая работа.
Что касается того, что Евгений Емельянов юрист Музея Востока − это неправда. Однако я уверен, что мы сможем найти с ним общий язык в деле сохранения наследия в России.
Алексей Останин, 10 мая в 21:05
Тоже есть вопрос. Будет ли руководство государственного музея Рерихов как-либо реагировать на всхлипы и причитания т.н. рериховской общественности зарубежья? Например наши украинские братья вместо того, чтобы изливать своё гневное общественное возмущение прямо и открыто по поводу убийства мирных жителей Донбасса, вместо этого нашли более лёгкие пути опорожнения своего гнева: они весьма открыто взялись указывать российским властям на то, что не в их компетенции и тем самым неправомерно дискредитируют наше государство в глазах мирового сообщества. То есть, как правдиво и публично назвать нацистских уродов своими именами, им хвост поджало от страха, а как лезть в дела российского уголовного права, так это они молодцы.
Тигран Мкртычев, 11 мая в 6:24
Вопрос по поводу мнений многочисленной зарубежной рериховской общественности. Все очень просто: к добрым и дельным советам мы будем прислушиваться, а глупые и злобные будем игнорировать, но жить и работать мы будем в соответствие с законами РФ.
Юлия Лысенко, 11 мая в 8:23
Тигран, в какие сроки будет осуществлена реэкспозиция музея? Все ли залы будут затронуты изменениям?
Тигран Мкртычев, 11 мая в 21:59
Реэкспозиция будет проведена во всех залах музея. Вопрос о сроках более сложный − это и концепция, которую предстоит доработать, и работа по обновлению залов. ВНИМАНИЕ − залы памятника федерального значения в нарушении всех правил использования покрыты современными матерчатыми обоями, и работа над дизайном экспозиции, в конце концов − бюджет. Однако, подчёркиваю, экспозиция будет о творчестве Николая Рериха, о творчестве его детей, о учении Елены Рерих, а не о некой придуманной Л.В.Шапошниковой космической эволюции. Шапошникова и Рерихи − это разные величины.
Наталья Смирнова, 10 мая в 19:05
Почему понадобились силовые методы в отношении МЦР? Можно ли было урегулировать ситуацию мирным путем?
Тигран Мкртычев, 11 мая в 21:02
Одно из первых дел, которое сделал, когда музей в ноябре 2015 года получил от государства Усадьбу Лопухиных в оперативное управление, позвонил А.В.Стеценко и встретился с ним. Затем я встречался с ним ещё несколько раз, пытаясь наладить диалог с руководством МЦР. К сожалению, ничего не получилось. С нами общались так: мы за сотрудничество, но ничего менять (в том числе в экспозиции) не будем. Собственно, диалога не получилось, а нас, меня в том числе, стали обвинять в шантаже.
Оглядываясь назад, можно смело сказать, что МЦР упустил свой шанс сделать некоторые изменения в своём поведении и протянуть руку государству. Тогда в начале пути это можно было сделать. И сейчас МЦР было бы партнёром государственного музея. Замечу, в этом, например, была концепция А.П.Лосюкова. Но А.В. Стеценко решил, что никакой диалог ему не нужен, и государство, повоевав в судах годик с МЦР, откажется от своей идеи создания государственного музея Рерихов. Однако вышло иначе. Материалы, которые были собраны комиссией музея, комиссиями Мосгорнаследия и Росимущества, дали возможность расторгнуть с МЦР договорные отношения.
И, когда судебные дела были выиграны, а руководство МЦР начало проводить странную политику "так не доставайся же ты никому!" по отношению к наследию Рерихов, Министерство культуры приняло решение о смене охраны на объектах, принадлежащих государству, и переданных в оперативное управление Музею Востока.
Если бы уговоры руководства МЦР на мирное решение вопроса продолжались, то это могло служить иллюстрацией знаменитой басни И.А. Крылова "Кот и повар": кот Васька − вор, кот Васька − плут, а Васька слушает, да ест. Таким образом, руководство МЦР само подвело Министерство культуры к необходимости воспользоваться своим правом на смену охраны усадьбы.
Helena Vladich, 11 мая в 0:09
Тигран, расскажите пожалуйста, как планируется решить вопрос возвращения Знамени Мира на место?
Тигран Мкртычев, 11 мая в 21:14
К сожалению, если кто не знает, МОО МЦР зарегистрировал знак Знамени Мира как обычный товарный знак. И все рериховские организации, которые используют этот знак в своих мероприятиях без разрешения МЦР, нарушают законодательство РФ. Мы, как государственная организация, не можем себе это позволить. Так что, вот такая ситуация. По крайне мере, на сегодняшний день. Вопрос о том, чтобы юридическим путем лишить МЦР прав на этот символ рассматривается нашими юристами. К сожалению, это тоже непростое дело. Вот так.
Marina Koval, 11 мая в 21:19
Вопрос о подвалах и грибках.
Тигран Мкртычев, 11 мая в 21:19
История о том, что на народные деньги отреставрировали разрушенную усадьбу − полу правда. Очевидно, Б.И. Булочник щедро оплачивал реставрацию − это правда. Но люди, которые ее эксплуатировали, не очень беспокоились о судьбе здания и о соблюдении правил эксплуатации. Особенно это стало наглядно после отзыва лицензии Мастер-банка. В результате накопился комплекс проблем, одной из которых, вероятно, является ошибка в гидроизоляции подвала. Для более точных утверждений необходимо заключение специалистов. А пока видно, что в подвале есть грибок (не высолы − это точно, есть заключение микологов). Это реально большая проблема − в части подвалов хранились залежи книг, изданных МЦР и Мастер-банком. Известно, что часть книг из подвалов пришлось утилизировать − они были покрыты грибком и плесенью. Хочу напомнить, что в подвале также было сделано хранилище. И несмотря на попытку создать все условия − кондиционированный воздух и прекрасное оборудование − место для создания хранилища было выбрано крайне непрофессионально, там действительно холодно и есть следы грибка.
Наталья Смирнова, 11 мая в 21:26
Тигран, большое спасибо за ответы! Еще вопрос. Правда ли, что РПЦ забрала у музея Востока здание фондохранилища? Представители МЦР считают это одной из главных причин происходящих событий (появилась потребность в расширении). Также представители МЦР говорят: "Администрация МЦР ПРЕДЛАГАЛА МИНКУЛЬТУ И ГМВ СОЗДАТЬ НА ТЕРРИТОРИИ УСАДЬБЫ ГОСМУЗЕЙ РЕРИХА рядом с общественным (там несколько строений), чтобы сделать УНИКАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМ РЕРИХА, ПРЕДЛАГАЛИ ВОЙТИ В ПРАВЛЕНИЕ МЦР, чтобы быть в курсе как работают в мцр с наследием, но они отказались" Прокомментируйте, пожалуйста, эти слова. Спасибо заранее!
Тигран Мкртычев, 11 мая в 21:47
Уважаемая Наталья, когда мы встречались в первый раз с А.В. Стеценко − в тот момент мы уже получили в оперативное управление строения 4, 7 и 5, − то вице-президент МЦР предложил нам строиться на территории строения 5, оставив без изменения экспозицию (стр.4) и свои кабинеты (стр.7). Казуистика такого предложения была в том, что МЦР НИКОГДА не имел никаких документов на строение 5. То есть люди нам предлагали строиться заранее не на своей территории. Если считать это честными переговорами − то тогда да, они нам предлагали и мы это отвергли.
Алексей Останин, 12 мая в 1:01
И ещё каверзный вопрос: как думаете использовать в дальнейшем буддийскую ступу?
Тигран Мкртычев, 12 мая в 5:19
Мне уже много раз приходилось говорить и писать, что безответственность МЦР породило скандальную ситуацию с буддистами. Никто никогда не говорил, что собирается сносить ступу. Мцровцы взяли эту тему потому, что они по свойственной им привычке все делать без каких либо законов РФ никогда нигде не согласовывали строительство малой архитектурной формы (бюрократический язык) на территории памятника-усадьбы. А когда выяснилось что никаких согласований у них нет − очень грамотно прикрылись буддистами. Вот мол негодяи из музея [ГМВ], снесут святой буддийский объект.
Александр Мартынов, 13 мая в 21:09
Итак, лично могу Тиграна уже видимо прямо и спросить, есть ли вариант вновь налаживания более широкого сотрудничества в институте "Урусвати" международного, индийско-российского, уже на открыто государственном уровне? Или там хотят продолжать работать причисляющие себя к противоположной организации (МЦР) всё так же единолично?
Тигран Мкртычев, 13 мая в 22:24
Сотрудничество предполагает какие-то совместные действия. Мне бы хотелось ответить -просто есть вариант и связи будут восстановлены. Но к сожалению все не так просто, как хочется. Очевидно, что нам необходимо утрясти свои дела на Родине. А в российско-индийских связях семья Рерихов имеет ключевое значение
Алексей Останин, 13 мая в 23:10
Я так понимаю, что даже при самом фантастическом повороте событий, как то: МЦР срочно созывают конференцию, отправляют на заслуженную пенсию старого "генерала", просят у всех прощения и искренне готовы к тесному сотрудничеству, но при этом просятся обратно ("ну мы хоть как-нибудь, ну мы хоть где-нибудь"); я понимаю, что даже при таких обстоятельствах им не найдётся уже место в усадьбе.
Тигран Мкртычев, 14 мая в 6:24
МЦР и государственный музей Рерихов. Возможно ли сотрудничество? Теоретически возможно. Пофантазируем: меняют руководство? Предлагают новую программу действий? Ну и хорошо. Смотрим программу, смотрим на людей, которые это предлагают, говорим им: родные, есть слова и есть поступки. Слова сказаны, посмотрим, как у вас с делами. Возможность нашего сотрудничества зависит от их дел. Все возможно.
Ирина Садовская, 12 мая в 18:44
Почему фондохранилище ГМВ находится в таком жалком состоянии?
Тигран Мкртычев, 14 мая в 6:52
История ГМВ − история музеев СССР. Музей был создан в 1918 году и долго не имел своего помещения. У ГМВ есть прекрасный трехтомник истории музея. Только в 1929 году мы получили храм Ильи Пророка под музей. И это была обычная советская практика. Коллекции музея росли. В начале 1980-х мы получили здание Усадьбы Луниных. И там сделали экспозицию. До усадьбы Лопухиных мы получили павильон на ВДНХ и там делаем хранение. Вот вкратце история. Поэтому, нет ничего удивительного, что нынешнее хранилище музея только-только вписывается в рамки существующей инструкции. Это проблема большей части музеев России, а не только ГМВ. И не могу не сказать, что руководство МЦР − судя по оборудованию депозитария − имело средства на создание достойных условий хранения для наследия, но не имело мозгов (простите, не сдерживаюсь) и сделало депозитарий в подвале. Тут можно поставить много "!!!!". Что такое подвал? Сырость, затапливаемость, грибок и прочее. Между тем как точно над этими подвальными помещениями находятся залы для собраний и кабинеты руководства МЦР. Родные! Во флигеле много места. Поместите наследие не в подвал, а на первый этаж!!!! Мотивацию не знаю, но очень большие деньги очень бестолково потратили.
Александр Мартынов, 14 мая в 1:07
Так вот, интересно, высказался ли сам президент МЦР, Темирканов? Что он думает по сложившейся ситуации? Мы практически не видим его мнения... Не выходили ли Вы, Тигран, с ним на контакт? Получается вице-президент [Стеценко] только сейчас всё на себя перетягивал? Или у Темирканова нет никаких реальных рычагов в этой организации?
Тигран Мкртычев, 14 мая в 6:37
Темирканов. Давайте внимательно посмотрим на президентов МЦР. Я сейчас плотно общаюсь с А.П. Лосюковым. Хочу напомнить, что познакомился я с ним в Наггаре и в отличии от других членов МЦР он всегда был готов к диалогу. Именно за эту готовность к диалогу его и выставили [из МЦР]. Более того, я познакомился и с предшественником Лосюкова − Постниковым. Он нормальный человек. Очевидно, что к плеяде нормальных людей относится и Темирканов. МЦР неведомым мне образом получило согласие человека, у которого все хорошо − и талант, и слава, и деньги − других деталей не знаю. И мне искренне было непонятно, зачем ему Стеценко, Журавихин, Черкашина? О чем он с ними будет говорить? Как он ими будет руководить? То есть он заведомо был готов стать флагом неизвестной ему общественной организации. Кто поручился ему за МЦР, какие у него были мотивы − мне не ведомо. Знаю точно, что представители минкульта к нему ездили на переговоры − рассказывали о позиции минкульта, говорили о планах. Как и почему так поступил Темирканов, предложив свое честное имя МЦР − не знаю. Очевидно, что он выскажет когда-нибудь свою позицию.
Roman Massalskiy, 14 мая в 8:01
Показательно удивление Тиграна тем, что Темирканов, у которого все хорошо, рискнул возглавить МЦР в трудный период. Подтекст: те, у кого все хорошо, сильно рискуют всем в ситуациях, когда в споре участвует государство. Которое может создать проблемы любому знаменитому человеку. Интересно, Тигран понимает, что таким постом дискредитирует государство, которое, получается, действует в обеспечение своих интересов вне законов РФ? Или думает, что любая фраза пройдет, потому что за государством сила, и пусть неудачник плачет. Историк, должен помнить, как попрание справедливости разлагало империи.
Тигран Мкртычев, 14 мая в 8:51
Уважаемый Роман, я уже на рабочем месте просматриваю почту. "Государство в нашей стране аппарат насилия". А если без демагогии и обобщений попробуем поговорить. У нас есть конкретный пример МЦР и его взаимоотношения с нелюбим Вами государством. У меня был такой случай совсем недавно, о котором я часто рассказываю. МЦР обратилось к Яблоку, чтобы партия взяла их под защиту. Мне удалось договориться встретиться с Митрохиным. Мы говорили больше двух часов. Вот что сказал оппозиционный политик − не дословно, но по смыслу − я не люблю г-на Мединского, не доверяю государству, но если бы вы сейчас этого не делали, но у нас было бы больше оснований критиковать г-на Мединского и его компанию. Можно к Вам вопрос: Вы занимаетесь политикой? делаете культурные проекты? Конкретно критикуете. Это хорошо. Взгляд должен быть критическим. И дальше? Мне вот пришлось заниматься тем, чем я сейчас занимаюсь. А рериховское движение − извините за прямоту − терпело диктат МЦР − конечно, не всё рериховское движение, согласен. Но позволяло одной общественной организации учить другие. Вам нравится? Вперёд! Мне − нет. Есть государственные правила − нравится они нам или нет, они есть. И это закон. И есть общественные нормы − вот тут я волен быть христианином, буддистом, мусульманином, быть сторонником Учения. А тут была целая структура, противопоставляющая себя государству, взявшая на себя право быть нравственным камертоном. И все были "счастливы" − недовольны. И вот наступает время, когда у них уходит это право диктата. И их начинают жалеть. О чём это разговор? О насилии со стороны государства?
Юлия Лысенко, 14 мая в 10:33
Тигран, многие последователи Учения Живой Этики сильно озабочены тем, что из новой формы Музея Н.Рериха уйдет философская составляющая Наследия. На пресс-конференции Вы несколько, мягко говоря, скептически высказались относительного основной идеи Учения Агни Йога − формирование нового мышления, которое можно назвать планетарным мышлением...
Тигран Мкртычев, 14 мая в 14:05
Уважаемые читатели моих ответов. Не беспокойтесь, Учение как было так и останется. Разговоры о том, что в МЦР изучали и пропагандировали Живую Этику, мягко говоря, неправда. Л.В.Шапошникова придумала что-то своё и постоянно ссылаясь на авторитет Рерихов, активно пропагандировала это своё. Определитесь, пожалуйста, вы собираетесь следовать Учению, или повторять мантры Л.В.Шапошниковой. Ещё раз − это РАЗНЫЕ ВЕЩИ!
Теперь об изучении Учения. Л.В.Шапошникова и мцр сделали всё, чтобы Учение воспринималось негативно значительной частью российского общества. Это очень, очень серьёзный вопрос. И обсуждать его на бегу − не совсем правильно. А вас, те кто считает себя последователями Учения, что останавливает, чтобы продолжать изучать и следовать Учению?
Тигран Мкртычев, 14 мая в 14:27
Уважаемая Светлана, внимательнее читайте Учение. Л.В.Шапошникова создала СВОЁ − СВОЁ учение. Оно ничего общего с учением Рерихов не имеет. Я ниоткуда не выпрыгивал. Я работаю в Музее Востока с 1985 года. Я дружил с Даниилом Энтиным, который мне доверял многие вещи и советовался со мной о судьбе его музея. Это широко известные факты. Поэтому предлагаю чуть спокойнее и без оскорблений. Было бы неплохо.
Тигран Мкртычев 16 мая в 5:51
Уважаемая Лола, спорить сложно − красиво-некрасиво. Вы считаете, что Л.В.Шапошникова замечательный ученый, директор и писатель − Ваше право. Вопрос в том, что она как директор и неформальный лидер − на мой взгляд − сделала все, чтобы МЦР сейчас оказалось в таком сложном положении. Это не мое мнение, это история и нынешняя реальность. Чуть меньше агрессии и больше договороспособности − сейчас МЦР спокойно бы находился в стенах усадьбы.
Алексей Поликутин, 15 мая в 19:50
Вопрос непосредственно Тиграну! Я художник-космист. Моя выставка состоялась в музее Рериха в феврале-марте и оказалась закрыта, для того что бы я мог свободно вывезти картины, так как сотрудников просто выгнали за забор. Я не принадлежу к какой-либо группе Рериховского движения... В музее Рериха был последний раз аж в 2002 м году. Поэтому являюсь человеком со стороны...
Тигран Мкртычев, 15 мая в 22:39
Всем добрый вечер. Итак. Уважаемый Алексей Поликутин. У Вас большое обращение и мне довольно трудно отвечать на него, без опасения что-то пропустить. Во-первых, хочу заверить, что все Ваши картины мы Вам обязательно вернём. Пожалуйста список, договор на экспонирование. Так, я уже связался с Лолой Лонли и надеюсь в ближайшее время решить вопрос о возвращении её работ (в первую очередь, так как они уже описаны в выставочных залах). "Большое количество мероприятий" − что сказать? − молодцы! А вот честность, порядочность − это немного другие категории. Не знаю, поэтому не могу ничего говорить. Очевидно, Вы ведёте речь о сотрудниках МЦР. На мой взгляд, с руководством всё сложнее. Не мне давать оценку действия руководителям организации, которые пошли на конфронтацию с государством.
Давайте о дефинициях. Рейдерский захват − это захват чего-то чужого. ВНИМАНИЕ! Усадьба Лопухиных принадлежит МЦР? По-моему, государству. Государство обращалось к руководству МЦР с просьбой сначала о сотрудничестве, а потом о необходимости освободить усадьбу? Обращалось. И руководство общественной организации спокойно наплевало на решение судов и законы. Рейдерство − это слова. Руководство МЦР, долгие годы находясь в теплом укрытии очень больших денег, утратило чувство реальности. И теперь этих людей с их призывами о помощи к международной общественности надо жалеть??? Господь с Вами. Пройдёт небольшое время и, как Вы пишите, простые люди смогут увидеть прекрасные полотна Рерихов.
Александр Мартынов, 15 мая в 19:44
Ну раз вопрос непосредственно Тиграну задам тогда по положению с ступой. Из материалов комиссии по описи имущества и предметов наследия Рерихов в усадьбе Лопухиных (опечатанных помещений) следует что она изначально была построена некачественно (не то что без разрешений, да и с непонятными подвалами) − что планируется теперь? Каково её сегодняшнее юридическое положение? (а также религиозное − она ведь не освещалась по буддийскому канону?) И планируется ли ремонт?
Тигран Мкртычев, 15 мая в 22:59
Ступа. Честно говоря, это моя боль. Я много лет профессионально занимаюсь древним буддийским искусством, много лет копал замечательный буддийский монастырь в районе Термеза, много лет я очень искренне старался помогать различным буддийским школам и участвовал в их мероприятиях. Жизнь оказалась чуть сложнее и жестче. Во-первых, в Москве нет консолидированного мнения буддийской общины − в частности, разные школы имеют разные интересы и они элементарно не могут договориться о строительстве буддийского храма. Поэтому, когда "безбашенные безбожники из МЦР" (извините, если кого-то оскорбил этим определением) вдруг построили ступу − БЕЗ ВСЯКИХ РАЗРЕШЕНИЙ!!!! − для буддистов это был своеобразный подарок. Дальше они начали культивировать что случилось. Буддизм − одна из традиционных религий РФ, и поэтому власти всячески пытаются понять − а как же поступить с этим самостроем? Сносить? − и тут же вой со стороны тех, кто её незаконно построил − оскорбляете буддистов. Никто не вспоминает при этом, что разрешений на строительство руководство МЦР взять у городских властей не удосужилось. То есть нарушило закон! Но криков о защите буддистов очень много − разрушение ступы − есть разрушение России. Дорогие мои, а не соблюдение законов РФ − это как? Это не разрушение России??? Вот и получается − построили ступу плохо (постоянно разваливается), без разрешений, а разговоров много. А буддистам что? − им нужна ступа. А городским властям что? − им нужна тишина. А что МЦРовцам − им нужен протест против разрушителей культуры. А вот спросить бы с тех, кто построил и проявил безответственность − да что толку? Они же "за буддистов", против коррумпированных чиновников. Опять же честно, для меня вся эта история самый показательный пример разжигания религиозной вражды − сознательно − людьми, у которых, как говорят, "рыло в пуху". И отстаивая свои мелкие интересы, они ведут российское общество к большим религиозным конфликтам. И опять же передо мной сейчас очень непростая задача − что делать? соблюдать закон и сносить ступу или продолжать убеждать всех, что это святыня, которая требует заботы? Не знаю. Но для решения этой проблемы я к мцр не буду обращаться. Предстоят длительные переговоры с московскими властями и разнообразными буддийскими школами
Наталья Смирнова, 15 мая в 19:46
Вопрос Тиграну. Не помешают ли работе Музея митингующие и агрессивно настроенные бывшие сотрудники у ворот с плакатами и бубнами?
Алексей Поликутин, 15 мая в 20:42
Разве они уволены и им выданы на руки трудовые книжки? Налицо нарушение трудового законодательства РФ. Почему проявляется такая нетерпимость, а если бы с вами так поступили и вы бы ждали свою трудовую книжку у забора месяц? думаю вы бы не только в бубен запели. "Бывшие сотрудники" это в первую очередь живые люди у которых семьи и дети. Ненавистью Новый Мир не построить.
Алексей Останин, 15 мая в 20:55
Алексей Поликутин, сомнительно, что эти люди у ворот ждут свои трудовые книжки. В конце концов в их сегодняшнем положении повинно только руководство Центра, которое безо всякого стыда использует своих сотрудников в качестве живого щита. Ваша правда: ненавистью Новый мир не построить, но законы Российской Федерации всё-таки нужно соблюдать.
Тигран Мкртычев, 15 мая в 23:10
Митингующие. Трудовые книжки и прочее. Вернёмся к началу. МЦР никто не разгонял. Организация как существовала, так и существует. Что мешает сотрудникам работать в домашних условиях над вопросами нового космического мышления? Ничего не мешает. Руководству МЦР предлагались варианты сотрудничества − предлагались. Если бы пошли на условия государства − сейчас занимали бы часть кабинетов во флигеле. Руководство МЦР, несмотря на все заявления о высокой этике и культуре, относилось к своим работникам... как бы мягче сказать. И сейчас − зачем стоят эти люди у ворот? Что они пикетируют? Невозможность А.В. Стеценко вещать о разрушении культуры с другой стороны забора?
Игорь Легкоступ, 17 мая в 12:44
Прошу прокомментировать: https://www.youtube.com/watch?v=N2uFokqqERs
Тигран Мкртычев, 17 мая в 13:39
Есть такая басня Крылова "Кот и повар". Читали? Если нет, прочтите. Мне трудно давать юридическую оценку произошедшего − для этого есть юристы. Но вот если бы пофантазировать, А.В. Стеценко действительно хотел вывести из кризиса свою организацию, то он бы не допустил того, что Вы сейчас называете силовым захватом. Уговоры, уговоры, разговоры, увещевания − всё мимо. Опять же не на правде базируется стойкость А.В. Стеценко, а на спекуляциях. И если вспомнить, что общественная организация в составе 71 человека незаконно распоряжалась имуществом Советского фонда Рериха на протяжении многих лет, то встаёт законный вопрос: наверное А.В. Стеценко не хотел, да и не мог договариваться, так как в таком случае активы СФР переходили бы государству (то есть всем), а не общественности в лице А.В.Стеценко и его окружения.
Игорь Легкоступ, 17 мая в 15:50
С.Н. Рерих передал наследие семьи Рерихов общественной организации для создания общественного музея. Об этом свидетельствуют множество документов. Сам С.Н. Рерих был Почетным Президентом Международного Центра Рерихов. Не существует ни единого документа на право владения этой частью наследия семьи Рерихов государством. Три суда подтвердили права Международного Центра Рерихов на наследие С.Н.Рериха...
Тигран Мкртычев, 18 мая в 7:21
Уважаемый Игорь. Очень смелые заявления. "Ограбив общественный музей". Вы знаете, как имущество, которое стало основой "благополучия" МЦР оказалось там? История простая. Л.В.Шапошникова, будучи сотрудником Советского фонда Рериха, привозит из Индии наследие для Советского фонда Рериха, которое передал Советскому фонду Рериха С.Н.Рерих. И не передаёт это организации, в которой она работает, а путем нехитрых манипуляций создаёт свою организацию, и уже этой организации (МЦР) она сгружает привезённое. После чего, ЛВШ отправляется в Индию, и уговаривает С.Н.Рериха подписать несколько документов. Если бы ЛВШ проявила терпение и нашла бы нужных юристов, которые бы сделал всё по законам, то она бы и стала законной наследницей всего того, что Святослав передавал советскому народу. Но, о чудо! ЛВШ по какой-то неведомой нам причине поторопилась. Итак отличный план оказался без юридического основания. Обвинение в ограбление − смелое заявление. У меня есть другая версия, которую я изложил: неудавшееся мошенничество − в особо крупных размерах и особым цинизмом.
Игорь Легкоступ, 18 мая в 9:47
Вы же вчера написали: "Мне трудно давать юридическую оценку произошедшего − для этого есть юристы". А сейчас рассуждаете о каких-то манипуляциях, не обосновывая их ни единым документом. Ваши доводы − Л.В. Шапошникова "по какой-то неведомой нам причине поторопилась", Л.В. Шапошникова якобы уговорила подписать С.Н.Рериха несколько документов и т.п. С.Н.Рерих говорил об общественном музее начиная с 1989 года, еще до передачи наследия в Россию. Он был против его подчинения минкульту и "тем более, музею искусств народов Востока" ("Медлить нельзя"). Если бы Международный Центр Рерихов, Почетным Президентом которого был С.Н.Рерих, существовал все эти 25 лет незаконно, то минкульт бы обязательно нашел способ его ликвидировать. И только с приходом Мединского началась преступная травля организации, которая вылилась в незаконный силовой захват Музея и наследия при вашем непосредственном участии. Суды еще не закончены и будут продолжаться, МЦР и его Общественный Музей существуют, а музей Востока уже вовсю хозяйничает в усадьбе и строит планы реэкспозиции...
Тигран Мкртычев, 18 мая в 17:02
Уважаемый Игорь, Вы опять оперируете мифами. С.Н. Рерих начал передавать наследие семьи в советское время, когда ни о каких общественных музеях и речи не было. Статья "Медлить нельзя" написана Р. Б. Рыбаковым − об этом уже было неоднократно и сказано и написано. Правда о завещании разбиралась в судах!!!! Фильмы, книги − это беллетристика. Опять же я не юрист − есть судебные решения.
Ольга Курохтина, 19 мая в 9:53
Тигран Мкртычев прочла вашу краткую историю привоза наследия из Индии и образования МЦР. Вы в самом деле не знаете реальных фактов или искажаете их намеренно? Вы считаете допустимо высказывать такие ваши фантазии " Если бы ЛВШ проявила терпение и нашла бы нужных юристов, которые бы сделал всё по законам, то она бы и стала законной наследницей всего". Вы бы так поступили в тех обстоятельствах? Я от вас единственного узнала о таких домыслах. В привезении картин участвовали не только Шапошникова, но и другие люди, достойные, уважаемые. Привезла, быстренько побежала, зарегистрировала МЦР ... Это что так всё просто? Или вы отказываете тем людям в духовных устремлениях и потребностях? То есть они везли всё это для того что бы присвоить? Я помню у нас был разговор с женщинами работниками отдела образования, которые не верили никак, что мы ничего не зарабатываем на привозе выставки. И ещё: "После чего, ЛВШ отправляется в Индию, и уговаривает С.Н.Рериха подписать несколько документов." − Вы считаете что наследие можно было бы вывезти не оформив документы?
Тигран Мкртычев, 19 мая в 12:27
Уважаемая Ольга, Вы прямо-таки святая простота. История с вывозом наследия, наверняка, где-то описана. Но мне лично доводилось разговаривать с А.М.Кадакиным, который работал тогда в нашем посольстве в Индии, и не был ещё послом. Именно он бегал и организовывал вывоз. Кроме того, до сих пор жив-здоров другой очевидец этой истории, С.Ю.Житенёв, который был изгнан ЛВШ из МЦР и до сих пор ничего не говорит о той истории. Я ни в коей мере не отказываю людям в духовных потребностях. Однако хорошо известно, смотрите разговоры ЛВШ с А.Анненко (был ведь период, когда они хорошо друг к другу относились и ЛВШ не считала зазорным делиться с ним своими планами) − для ЛВШ власть была наркотиком. Ну и пусть будут духовные устремления. И вопрос, какой мы сейчас имеем результат с организацией, которую создала ЛВШ? Сообщество высокодуховных людей, которые борются с государством?
Наталья Смирнова, 18 мая в 11:49
Тигран, у меня вопрос − когда откроется новый музей Рериха для посещения?
Тигран Мкртычев, 18 мая в 22:34
Когда откроется новый музей − надеюсь, что осенью. Дел много − и больших и ежедневных рутинных, постараемся, чтобы было интересно и красиво. Начнём с небольшой выставки в выставочных залах на первом этаже.
Эвелина Королева, 18 мая в 11:42
Тигран, за фотографирование экспонатов вы собираетесь брать деньги в Музее? Это для меня, к примеру, очень неприятный момент. Я усматриваю в этом откровенное рвачество (в случае с ушедшим коллективом вполне обоснованное из-за полного нефинансирования их деятельности, но уже точно не в вашем случае). Хотелось бы услышать Ваше мнение.
Тигран Мкртычев, 18 мая в 22:31
Фотографирование музейных предметов. Есть распоряжение минкульта − а мы его подчинённые − брать плату за предоставление изображений из музейных коллекций. Впрочем, плата может быть и чисто номинальной.
Алексей Останин, 18 мая в 16:35
Да, и стоимость билетиков.
Тигран Мкртычев, 18 мая в 22:35
Стоимость билетиков. Пока сказать не могу. Это вопрос будем решать.
Алексей Останин, 18 мая в 16:35
И ещё. Что с депозитарием всё-таки будете делать, или пока останется всё в подвалах, ремонт их предвидится?
Тигран Мкртычев, 18 мая в 22:36
Депозитарий − это проблема. Надо переносить на первый этаж. Когда сделаем − сказать трудно. Но переносить надо однозначно.
Алексей Останин, 18 мая в 16:35
Кому доверите подборку и расстановку картин и предметов, короче − оформление залов.
Тигран Мкртычев, 18 мая в 23:37
Кому доверим создание новой экспозиции? Дело непростое. Концепцию будем делать совместно с моими коллегами из Питера и Нью-Йорка. А вот дизайн − у меня есть кандидатуры − но о об этом говорить пока рано.
Алексей Останин, 18 мая в 16:35
Останется ли администрация музея в тех же помещениях или переедет в другие.
Тигран Мкртычев, 18 мая в 23:39
Мне кажется, что для администрации вполне сгодятся помещения флигеля. А в основном доме хочется сделать экспозицию, расширить залы для временных выставок. Пока такие мысли.
Алексей Останин, 18 мая в 16:35
Что (кто) во флигеле будет располагаться?
Тигран Мкртычев, 18 мая в 23:44
Флигель будет административным и общественным центром.
Алексей Останин, 18 мая в 16:35
Обнаружились ли ещё какие-нибудь проблемы на территории усадьбы за эти дни?
Тигран Мкртычев, 18 мая в 23:48
К сожалению, во время работы нашей комиссии постоянно обнаруживаются различные новые проблемы.
Алексей Останин, 18 мая в 16:35
Оптический театр вас больше не заинтересует?
Тигран Мкртычев, 19 мая в 0:01
Оптический театр располагался в строении 5. Но сейчас это просто сарай, в котором на втором этаже − очередном самострое − незаконно жили люди. Именно туда нас так упорно не хотело пускать руководство МЦР. Для использования этого здания требуется существенный ремонт.
Алексей Останин, 18 мая в 16:35
Предполагается, что в памятнике чете Рерихов у главного входа хранится частица их праха, что с этим будете делать?
Тигран Мкртычев, 19 мая в 0:15
Вопрос с частицей праха. Когда в книге поступлений я увидел отметку о прахе Н.К. и Е.И., они были поставлены как музейные предметы. Затем сделана пометка − прах разделен. Я с трудом представляю как кто-то записывает в книгу поступлений предмет, потом делит его на части. И вот такая часть праха была замурована в нише в скульптуре. И дальше пока только вопросы − что дальше с этим делать? Как получилось, что рядом с памятником федерального значения поставили − опять же − без всяких согласований памятник. Кстати, а существует законодательство о погребениях и с прахом уважаемых людей поступили, на мой взгляд, достаточно странно. Вообщем надо думать − городить огороды без правил и законов − не сложно. А вот разобраться с этими "огородами" − не так просто.
Алексей Останин, 18 мая в 16:35
Вопрос по картинам приобретённым на деньги Мастер банка − им их вернут?
Тигран Мкртычев, 19 мая в 7:05
Картины. Из Советского фонда Рериха − российскому народу. Судьбу картин, оказавшихся под следствием, определят компетентные органы. Работы, честно приобретенные МЦР, будут им возвращены.
Алексей Останин, 18 мая в 16:35
Какой сейчас планируется выставочная деятельность Государственного Музея Рериха? Лекции, семинары, встречи, доклады и другие мероприятия с научным сообществом и общественностью будете проводить?
Тигран Мкртычев, 19 мая в 7:14
Семинары, лекции, круглые столы − все будет.
Александр Мартынов, 19 мая в 23:01
Тигран, вы говорили что "к сожалению, во время работы нашей комиссии постоянно обнаруживаются различные новые проблемы" − можно ли поподробнее?
Тигран Мкртычев, 20 мая в 6:11
Мне не очень хочется сейчас вдаваться в технические "косяки", которые теперь уже МЦР никогда не устранит, и они ложатся на нового оперативного управляющего − на нас. Но об одном все же скажу − о помещении, которое вырыли в подвале!!!!! Просто это верх фантазии в обращении с памятником федерального значения. Уму непостижимо! Глядя на это сооружение невольно вспоминаешь выражение "закопать деньги". Впрочем и это ладно бы − чьи это были деньги мне пока не ведано. А вот другое − разрушить памятник − это очевидно. Еще раз − невероятно!!! Мы слышали об этой великой стройке, но масштаб бедствия стал понятен только сейчас. Впрочем, сейчас еще не до конца. Так что, уважаемая рериховская общественность, которая говорит о том, что мы пришли "на готовенькое" − государство взяло свою собственность у нерадивого управляющего. И на нас сейчас лежит очень большая ответственность − перестать говорить о разрушении культуры (наши оппоненты) и начать работать. И все это не так просто как писать посты и проводить митинги.
Андрей Настоящий, 20 мая в 16:51
Спасибо за ваш ответ. Но я так и не понял за какие средства будет содержаться музейный комплекс. Меня волнуют картины, которые будут находиться без присмотра и соответствующего обслуживания. На все это выделяются деньги из бюджета. Я уже написал, почему в данный момент на содержание такого музея вы не можете получить ни одной копейки, так как эта статья расходов в бюджете не была заложена. Отсюда следует, что не утверждено штатное расписание, которое могло бы следить за сохранность картин и проводить те действия, которые к этому приводят. Не будете же вы им платить з/п из своего кармана.
Тигран Мкртычев, 20 мая в 16:51
Минкульт нам обещает денег на содержание музея до конца года, которые будут нам выделены из резервов. В сентябре составим новый бюджет, подадим и будем жить в ритме госучреждения. В штате у нас есть и хранители, и архивисты, и библиотекари, так что надеюсь, всё будет хорошо.
Ольга Курохтина, 20 мая в 20:15
Я так поняла что приказ об организации музея был издан 2 мая только после того как вы захватили музей? Почему не раньше?
Тигран Мкртычев, 20 мая в 21:13
Приказ о создании музея не прослеживал, посмотрю. Хотя задание от Минкульта мы получили давно − нам здание передало Росимущество для создания музея Рерихов в конце ноября 2015 года. В феврале 2016 года была коллегия Минкульта, где мы докладывали о концепции музея. Но, если честно, зачем создавать приказ о создании того, куда мы и зайти толком не могли. Нас руководство МЦР, например, никогда не пускало на второй этаж строения 5 − ну вот глядя в лицо говорили, что ничего там нет. А там жили сотрудники и волонтёры МЦР. Или в подвал под ступой − чего только не говорили. Но не пускали. А там целое подземелье. Сейчас всё понятно, что и как будет.