В журнале "Наследие веков" (№ 2 за 2019 г.) вышла статья, ставящая под сомнение ценность философского наследия семьи Рерихов, в частности трудов Елены Ивановны Рерих.

Хочется верить, что данная статья явилась результатом искренней попытки Кирилла Евгеньевича Рыбака и Юрия Сергеевича Избачкова разобраться в сложном комплексе проблем, возникших вокруг наследия семьи Рерихов. Авторы статьи немало сделали для сохранение наследия, становления Государственного музея Рерихов, за что им отдельное спасибо. Но проблемы вокруг наследия копились годами, и кавалерийским наскоком их не решить, нужен вдумчивый и серьезный подход, готовность к длинному пути.

В статье К.Е. Рыбака и Ю.С. Избачкова приводится ряд утверждений, требующих уточнения, а некоторые положения являются дискуссионными. Так, авторами Агни Йога рассматривается в контексте "эклектического религиозного учения, являющегося разновидностью течения "New Age" ("Новая эра", "Новый век")". Действительно, и в России, и в мире существует масса организаций, отдельных граждан сектантского мировоззрения, в том числе и околорериховского (или псевдорериховского) направления. Нужно отделение зерен от плевел. Так, например, существуют некий "труд" Л.И. Маслова "Откровения людям Нового века", некие "Книги, несущие Свет" З.В. Душковой или пресловутые "Грани Агни Йоги" Б.Н. Абрамова.

К сожалению, в целом не так много вдумчивых исследований по Агни Йоге, анализирующих ее онто-гносеологические представления, богатство смысла, синтетический характер излагаемого в ней знания. Соединение основ различных направлений мировой философии (а не "эклектичное смешение", как пишут авторы) требует от исследователей серьезного знания вопросов русской, восточной и западной философии. К сожалению, вместо глубинного анализа философских текстов,  К.Е. Рыбак и Ю.С. Избачков взяли весьма частный вопрос - "образ Н. Рокотовой".

Хотелось бы обозначить нашу позицию. Есть классические тексты, изданные при жизни Рерихов и ими редактированные. Эти тексты авторы статьи несколько пренебрежительно называют  "рафинированны­ми, многократно редактированными книгами". Вряд ли такое определение является признаком взвешенного научного подхода, это, скорее, напоминает пропагандистский выпад, нацеленный на эмоциональную сферу читателя. Но речь не об этом. Если мы возьмем прижизненные труды Рерихов - в текстах никаких биографий прошлых воплощений Елены Ивановны или Николая Константиновича, их сыновей не найдем. По большому счету, это вообще никак никого не должно интересовать. У нас любят ковыряться в каких-то мелких деталях и из этого делать "глубокомысленные" выводы. Так, Святослав Рерих писал ручкой фирмы "Parker", и из этого, наверное, надо "сделать вывод", что С.Н. Рерих не любил Россию, работал на США и т.п.     

Хотелось бы призвать - давайте все-таки сосредоточимся на изданных при жизни Рерихов трудах. В письмах Е.И. Рерих, в трудах Н.К. Рериха есть упоминания Рокотовой, но только как рекомендации ознакомиться с трудом "Основы буддизма" или приводятся цитаты из него. Так, в статье Н.К.Рерих "Обитель Света. Майтрейя" говорится: "Век Майтрейи всегда указывался как век истинного сотрудничества. Наталия Рокотова в своей замечательной книге о буддизме, по источникам, характеризует век Майтрейи так: "Грядущий Будда-Майтрейя, как указывает его имя, – Будда Сострадания и Любви. Этот же Бодхисатва в силу присущих ему качеств часто именуется Аджита-Непобедимый".

Можно отметить, что анализу наследия Рерихов посвящено достаточно большое количество диссертаций. Так, педагогические взгляды Рерихов исследовались в диссертациях А.Г. Андреевой, Л.H. Осиповой, С.М. Кудрявцевой, Н.Д. Лащенко, А.Д. Магомедовой и ряда других ученых. Философские аспекты представлены в диссертациях А.Ю. Павлова, А.А. Новикова, Н.В. Башковой, В.Г. Соколова и др.  

В докторской диссертации Н.Е. Самохиной подчеркивается, что "Учение Агни Йоги, или Живой Этики", несмотря на свою широкую известность в России, по-прежнему остается одним из самых малоисследованных философских учений... Малоизученность Агни Йоги обусловила неоднозначное отношение к этому учению в обществе. Высказывались даже мнения о том, что Агни Йога представляет собой не философское, а религиозное учение, что абсолютно не соответствует действительности".

Философия Рерихов принципиально нова, хотя еще плохо понятна людям без глубокой философской и культурологической подготовки. К.Е. Рыбак и Ю.С. Избачков утверждают: "Учение" - литературная переработка Еленой Рерих религиозных текстов и широко известных исторических фактов. Большинство сюжетов и персонажей ею заим­ствованы из античной и средневековой истории или религий мира…" Данное утверждение является голословным и не подтверждено ссылками на источники. Безусловно, философия Рерихов, сюжеты картин С.Н. и Н.К. Рерихов во многом опирались на восточную философию, культуру, но все-таки большинство исследователей относят наследие Рерихов к философскому направлению "русский космизм".

В рассматриваемом нами аспекте интересны параллели в судьбе корифея русского космизма К.Э. Циолковского и Рерихов. Так, в статье К.Е. Рыбака и Ю.С. Избачкова намекается на "вероятное расстройство психики у Елены Рерих (отсут­ствие полной клинической картины не по­зволяет однозначно делать вывод о наличии у нее психического заболевания, наблюдав­ший Елену Рерих доктор А.Ф. Яловенко кон­статировал наличие у нее "эпилептической ауры")". К.Э. Циолковского, прожившего "всю жизнь в нищете, с клеймом чудака и безумца" в родной Калуге не понимали, всячески высмеивали, сомневались в его психической адекватности. Только при советской власти его труды были признаны и оценены по достоинству. И не зря! Просто время идей К.Э. Циолковского сильно опережало возможности техники, да и науки конца ХIХ - начала ХХ вв. А философские труды до сих пор являются не до конца осмысленными. Как пишет доктор философских наук С.В. Кричевский, "вследствие отставания и деформаций в развитии философских методов и конкретных исследований техники произошло значительное запаздывание в осознании экологических, социально-экологических, социокультурных и других проблем технической деятельности, порожденных ею глобальных проблем". Мы сейчас стоим перед проблемой выхода в Большой Космос, и если наследие Рерихов в этом поможет - то почему не обратиться к нему? 

Теперь немного о здоровье Рерихов. Вряд ли "страдающая эпилепсией" Е.И. Рерих смогла бы пройти сложнейшую трансгималайскую экспедицию. Эпилепсия (настоящая, а не выдуманная) не помешала Ф.М. Достоевскому творить, а нам с уважением относиться к его произведениям. Сергею Есенину приписывают маниакально-депрессивный психоз, осложненный алкоголизмом. Лев Толстой страдал от приступов депрессии. Периоды депрессий были и у А.С. Пушкина. Современники отмечали, что М.Ю. Лермонтов был замкнутым, малообщительным и вспыльчивым.   

Давайте все-таки уясним - есть Александр Сергеевич Пушкин – реальный человек со своей биографией, а есть Пушкин – автор «Евгения Онегина», «Капитанской дочки» и др. И не надо смешивать это! Творческое наследие великого поэта нас должно интересовать, а не размер его обуви или диета в сентябре 1835 года. Это распространяется и на Рерихов.

На своем ютуб-канале Ю.С. Избачков в ролике, посвященном своей статье ("По-моему, вы обленились"), заявляет, что человек он верующий, христианин. Возникает вопрос уважаемому Юрию Сергеевичу: а христианское учение он по той же методике анализировал? Может быть, Ю.С. Избачкову стоит покопаться в биографии Христа, найти фактические несоответствия в Евангелиях, попытаться обвинить Христа в психическом расстройстве? Может, у него были псевдогаллюцинации при шизофрении? Ну и объявить Библию "литературной переработкой религиозных текстов и широко известных исторических фактов". Искренне ли Ю.С. Избачков верит в то, что мир создан за 6 дней и, например, попугай был сотворен на 5 день? Или христианство "методикой" Ю.С. Избачкова нельзя анализировать, а философское наследие Рерихов - можно? Как говорится, все животные равны, но некоторые равнее.

Можно предположить, что причиной появления статьи стало некое разочарование в рериховском движении (или лучше сказать так называемом рериховском движении - сам Н.К. Рерих рериховцем не был). Нельзя не согласиться, организованное движение, особенно под крылом Международного центра Рерихов ничем особо полезным для России, русского народа и мира не отметилось. Аргументы оппонентов К.Е. Рыбака и Ю.С. Избачкова в стиле "нанесен серьезный удар не только по "Живой Этике", но и по России"; "чтобы поднять имидж Пасквиля, пасквилянты весь текст утопили в цифрах, которыми трудно интересоваться" и т.п. вряд ли адекватны сложившейся ситуации. Лучший ответ на критику - это стремление преобразить жизнь, сделать и себя, и этот мир лучше, раскрыть в человеке - нашем современнике - способности к нравственному, культурному перерождению.

Давайте зададимся вопросом - есть ли какой-либо потенциал в трудах Рерихов для внесения в мир чего-то хорошего и полезного? Помимо научно-философской, несомненна нравственная, этическая ценность, а также гуманистический, социально-ориентированный характер произведений. Нет смысла описывать и ту огромную деятельность Рерихов по защите культуры, по внесению в мир красоты, по помощи в тяжкую годину Советскому Союзу. И в СССР Рерихи были признаны, уважаемы. А вот представить, чтобы в СССР хоть толикой уважения пользовались бы Р. Хаббард, А. Бейли, Р. Штайнер, Г. Гурджиев, Э. Мулдашев, Л. Маслов, передачи а-ля Рен-ТВ - это невозможно.

Рассмотрим и несколько иной аспект. К сожалению, бандеровский шабаш на Украине оттолкнул многих от того хорошего, что было на Украине. Так, незаслуженно забыт Олесь Бердник, соавтор сценария фантастического фильма "Мечте навстречу". О. Бердник серьезно изучал наследие Рерихов в СССР, встречался с Ю.Н. и С.Н. Рерихом. В 1964 году вышло его произведение "Дети Беспредельности" ("Дети Безграничности"). Рекомендуется к прочтению - это светлый сплав коммунистического устройств общества и раскрытия внутреннего потенциала человека. 

Еще более монументальная фигура - Иван Антонович Ефремов. Известный советский ученый-палеонтолог, создатель тафономии. Всемирно признанный писатель-фантаст, философ-космист и общественный мыслитель. Как писала еще А. Юферова  в 1991 г. в журнале  "Наука и Религия" №4 в статье "Иван Ефремов и "Агни-Йога", значимым стержнем его мировоззрения было философское наследие Рерихов. Читатели могут ознакомиться и с прямыми текстологическими и содержательными заимствованиями из Агни Йоги в творчестве И.А. Ефремова в вышедшей в серии ЖЗЛ книге О.А. Ереминой и Н.Н. Смирнова "Иван Ефремов" (М.: Молодая гвардия, 2013, 682 с.). Позднее вышла "Переписка Ивана Антоновича Ефремова" (М.: Вече, 2016, 1536 с.). Очень интересна переписка с Г.К. Портнягиным, родным братом участника экспедиции Рерихов П.К. Портнягина. Хочется процитировать нетривиальную мысль Ивана Антоновича в письме Г.К. Портнягину от 25.05.1969: "Конечно, я никакой не иогин, а просто такой же русский человек, как и Вы, который никогда не удовлетворится внешним, как бы велики эти достижения ни были, и которому обязательно нужно внутреннее восхождение и внутренняя цель. В этом мы гораздо сильнее и материалистов, и метафизиков Запада, но это же может стать и причиной гибели нашей на пути".

Также хотелось бы привести выдержку из письма С.Н. Рериха Ивану Антоновичу. Письмо от 6.12.1970: "…Все Ваши книги для меня особая радость, и только моё, повторюсь, отсутствие помешало мне Вам сразу же написать… Да, идёт Новый Мир, сложный, захватывающий и вместе с тем грозный. Только полёты в глубины человеческого сердца и духа спасут наше будущее. Так - или же отрыв от нашей планеты. Это всё увеличивающееся устремление, часто бессознательное, может быть, заключает в себе долю прогноза реальности. Все достижения техники, "цивилизации" нас всё больше и больше сближают физически, но наше сердце, основа всего, упорно разъединяет. Эти центростремительные и центробежные силы должны быть уравнове­шены "Новым Миром", иначе...! Еще раз большое, большое Вам спасибо…"

В заключение хочется пожелать всем исследователям наследия Рерихов побольше объективности, не торопиться с использованием полученных малых знаний, не делать далеко идущие выводы на этом недостаточном знании. Наследие Рерихов дает человеку осознание бесконечности пространства и времени – важнейших устоев творческой жизни. Обретение ясных целей и смысла жизни способствует установлению новых связей, преодолению отчуждения человека от мира, человека от человека.

Известно, что Ю.А. Гагарин сравнивал во время полёта нашу планету с картинами Н.К. Рериха. Также Гагарин высоко отзывался о романе "Туманность Андромеды" И.А. Ефремова. Лучшей модели мира будущего до сих пор нет. Задача на современном этапе - это овладение методикой устремления в будущее, в Большой Космос, построение светлого сужденного будущего, проводниками на пути в которые выступают и Рерихи, и И.А. Ефремов и другие провозвестники нового мира.  

 

  • Kuvshinov_D.J._2019

24.07.2019 

Кувшинов Д.Ю. (Кемерово),

доктор медицинских наук.

 

Похожие материалы